многокорпусное парусное судно
Классы МПК: | B63B1/14 с эластичным соединением корпусов |
Патентообладатель(и): | Приходько Николай Георгиевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-10-14 публикация патента:
10.03.1996 |
Изобретение относится к судостроению. Сущность изобретения: многокорпусное парусное судно содержит мост, плавучие корпуса, мачту, носовую и кормовую поперечины. Носовая и кормовая поперечины шарнирно соединены с каждым плавучим корпусом и мостом так, что плавучие корпуса и мост могут вращаться вокруг их продольных осей. В нормальном (не аварийном) состоянии мост и плавучие корпуса фиксируются относительно поперечин, а плавучие корпуса - дополнительно относительно моста. А-образная мачта судна шпорами шарнирно соединена с опорами, имеющими возможность перемещаться вдоль судна по палубе моста по своим направляющим. Мачта, высота которой не превышает расстояние по диаметральной плоскости между поперечинами, обладает возможностью заваливания на палубу моста и перемещения по палубе в одну из оконечностей судна вместе с опорами. В случае опрокидывания судна мачту предварительно перемещают в одну из оконечностей судна, заваливают ее на палубу моста и крепят в таком положении, затем освобождают плавучие корпуса от средств, фиксирующих их относительно моста, а сам мост - от средств, фиксирующих его относительно поперечин, разворачивают мост на 180o вокруг его продольной оси и фиксируют его в спрямленном положении относительно поперечин. После этого освобождают плавучие корпуса от средств, фиксирующих их относительно поперечин, разворачивают плавучие корпуса на 180 o вокруг их продольных осей и фиксируют их относительно поперечин и моста. Далее раскрепляют мачту, перемещают ее в первоначальное до опрокидывания положение и поднимают ее. 4 з. п. ф-лы, 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9
Формула изобретения
1. МНОГОКОРПУСНОЕ ПАРУСНОЕ СУДНО, содержащее мост, плавучие корпуса, каждый из которых установлен с возможностью вращения вокруг своей продольной оси, и средства для фиксации каждого плавучего корпуса относительно моста, отличающееся тем, что судно снабжено носовой и кормовой поперечинами, каждая из которых шарнирно соединена с каждым плавучим корпусом и мостом, причем плавучие корпуса и мост судна дополнительно содержат средства для фиксации каждого плавучего корпуса и моста относительно носовой и кормовой поперечин, мост судна установлен с возможностью вращения вокруг своей продольной оси, а судно снабжено мачтой, которая установлена с возможностью заваливания ее на палубу моста вдоль судна и перемещения по палубе на одну из оконечностей судна, причем высота мачты меньше расстояния, измеренного по диаметральной плоскости между носовой и кормовой поперечинами. 2. Судно по п.1, отличающееся тем, что мачта судна выполнена А-образной. 3. Судно по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что каждая мачта выполнена с опорой, шарнирно соединенной с шпорами мачты. 4. Судно по п. 3, отличающееся тем, что каждая опора мачты размещена в своей направляющей, установленной на палубе моста и ориентированной параллельно продольной оси судна. 5. Судно по п. 1, отличающееся тем, что каждый из плавучих корпусов в средней части выполнен по форме цилиндра, а в оконечностях - по форме усеченных конусов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и касается конструкции многокорпусных парусных судов, например катамаранов. Известно многокорпусное парусное судно, содержащее мост, плавучие корпуса, каждый из которых установлен с возможностью вращения вокруг своей продольной оси, и средства для фиксации каждого плавучего корпуса относительно моста. Однако оно не обеспечивает возврат в исходное положение всего судна после опрокидывания. Технический результат реализации изобретения состоит в обеспечении возможности возврата в исходное положение всего судна после его опрокидывания. Это достигается тем, что судно снабжено носовой и кормовой поперечинами, каждая из которых шарнирно соединена с каждым плавучим корпусом и мостом, причем плавучие корпуса и мост судна дополнительно содержат средства для фиксации каждого плавучего корпуса и моста относительно носовой и кормовой поперечин, мост судна установлен с возможностью вращения вокруг своей продольной оси, судно снабжено мачтой, которая установлена с возможностью заваливания ее на палубу моста вдоль судна и перемещения по палубе на одну из оконечностей судна, причем высота мачты меньше расстояния, измеренного по диаметральной плоскости между носовой и кормовой поперечинами. Кроме того, мачта судна выполнена А-образной. Кроме того, каждая мачта выполнена с опорой, шарнирно соединенной со шпорами мачты. Кроме того, каждая опора мачты размещена в своей направляющей, установленной на палубе моста и ориентированной параллельно продольной оси судна. Кроме того, каждый из плавучих корпусов в средней части выполнен по форме цилиндра, а в оконечностях во форме усеченных конусов. На фиг.1 изображен катамаран, вид со стороны кормы; на фиг.2 то же, вид сбоку; на фиг.3 то же, вид сверху; на фиг.4 узел шарнирного соединения шпоры мачты катамарана со своей опорой; на фиг.5 катамаран после опрокидывания (вид с кормы); на фиг.6 катамаран после опрокидывания (разрез по диаметральной плоскости); на фиг.7 катамаран после опрокидывания в процессе спрямления моста с уложенной на его палубе мачтой (вид с кормы); на фиг.8 катамаран после опрокидывания со спрямленным мостом в процессе спрямления плавучих корпусов (вид с кормы); на фиг.9 разрез А-А на фиг.8 (после опрокидывания в первоначальное положение в процессе установки мачты). Катамаран содержит мост 1, плавучие корпуса 2, А-образную мачту 3, носовую 4 и кормовую 5 поперечины. Мост 1 посредством шарниров 6 соединен с носовой 4 и кормовой 5 поперечинами и зафиксирован относительно обеих поперечин стопорами 7. Плавучие корпуса 2, выполненные в средней части в форме цилиндров, а в оконечностях в форме усеченных конусов посредством шарниров 8 соединены каждый с носовой 4 и кормовой 5 поперечинами и зафиксированы относительно моста 1 дополнительными стопорами 9 и относительно носовой 4 и кормовой 5 поперечин дополнительными стопорами 10. Шарнирные соединения моста 1 с носовой 4 и кормовой 5 поперечинами обеспечивает возможность вращения моста 1 вокруг своей продольной оси при условии освобождения моста 1 от стопоров 7 и стопоров 9. Шарнирные соединения плавучих корпусов 2 с носовой 4 и кормовой 5 поперечинами обеспечивают возможность вращения каждого из них вокруг своих продольных осей при условии освобождения плавучих корпусов 2 от стопоров 9 и стопоров 10. Каждый шпор мачты 3 посредством шарниров 11 соединен со своей опорой 12, что позволяет заваливать мачту на палубу моста 1 вдоль судна. Опоры 12 размещены каждая из своих направляющих 13, установленных на палубе моста 1 и ориентированных параллельно продольной оси судна, и могут перемещаться по ним в носовую оконечность судна и обратно, обеспечивая таким образом, возможность перемещения арочной мачты 3 со своего штатного положения в носовую оконечность судна и обратно. Эксплуатация катамарана осуществляется следующим образом. В нормальном (не аварийном) состоянии катамаран работает как обычное парусное судно, т.е. движение плавучих корпусов 2 обеспечивается посредством воздействия ветра на парус через мачту 3, мост 1, носовую 4 и кормовую 5 поперечины и стопоры 9. В случае опрокидывания такого катамарана предварительно перемещают арочную мачту 3, соединенную шпорами при помощи шарниров 11 с опорами 12, к носовой поперечине 4, заваливают ее на палубу моста 1 вдоль судна и крепят в этом положении. Затем освобождают плавучие корпуса 2 от стопоров 9, а мост 1 от стопоров 7 и разворачивают мост 1 с уложенной и закрепленной на его палубе мачтой 3 на 180о вокруг его продольной оси, после чего фиксируют мост 1 стопорами 7 относительно носовой 4 и кормовой 5 поперечин. Зафиксировав мост 1, освобождают плавучие корпуса 2 от стопоров 10, разворачивают плавучие корпуса 2 на 180о вокруг их продольных осей и фиксируют их в спрямленном положении носовой 4 и кормовой 5 поперечин. После фиксации плавучих корпусов 2 освобождают от крепления на палубе моста 1 арочную мачту 3, перемещают ее по направляющим 13 в первоначальное до опрокидывания положение и поднимают мачту. Таким образом, предлагаемое многокорпусное судно позволяет легко и быстро спрямить его поочередным разворотом моста и плавучих корпусов на 180о вокруг их продольных осей, тогда как наиболее близкие аналоги позволяют развернуть на 180о только плавучие корпуса, но не позволяют осуществить такую же операцию с мостом судна. Изобретение позволяет уменьшить момент сил, прилагаемых к многокорпусному парусному судну для возвращения его после опрокидывания в первоначальное положение, теоретически до нуля при условии осуществления полной статической балансировки моста и плавучих корпусов относительно их продольных осей.Класс B63B1/14 с эластичным соединением корпусов
судовой волнодвижитель - патент 2528449 (20.09.2014) | |
адаптивная плавучая платформа - патент 2399551 (20.09.2010) | |
надувной корпус разборного судна катамаранного типа - патент 2169681 (27.06.2001) | |
устройство для соединения корпусов многокорпусного судна - патент 2130847 (27.05.1999) | |
судно - патент 2108257 (10.04.1998) | |
трансформируемый катамаран - патент 2099232 (20.12.1997) | |
волноход - патент 2089433 (10.09.1997) | |
поплавковое судно - патент 2065370 (20.08.1996) | |
тримаран - патент 2056316 (20.03.1996) | |
корпус - патент 2048369 (20.11.1995) |