надувной корпус разборного судна катамаранного типа
Классы МПК: | B63B7/08 надувные B63B1/14 с эластичным соединением корпусов B63B35/73 прочие суда или подобные плавучие средства для развлечения и спорта |
Автор(ы): | Ионов А.М., Иванов Е.Н. |
Патентообладатель(и): | Ионов Алексей Михайлович, Иванов Евгений Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-05-24 публикация патента:
27.06.2001 |
Изобретение относится к малому судостроению и касается создания надувных многокорпусных судов, преимущественно спортивных и прогулочных парусных катамаранов. Корпус судна имеет выпуклую профилированную гибкую оболочку с носовой и кормовой кромками, пару надувных камер, продольную разделительную перегородку и две полости. Перегородка соединена с гибкой оболочкой по своим верхнему и нижнему краям. Каждая полость образована внутренней поверхностью гибкой оболочки и прилегающей к ней поверхностью разделительной перегородки. Надувные камеры расположены напротив друг друга с обеих сторон от перегородки. Камеры размещены в полостях с возможностью взаимодействия с оболочкой и перегородкой. Перегородка выполнена жесткой и соединена по своим боковым краям соответственно с кормовой и носовой кромками оболочки. Надувные камеры расположены по всей длине полостей. Профиль поперечного сечения корпуса выполнен по форме двух дуг. Дуги соединены общей хордой. Хорда образована высотой перегородки в поперечном сечении. Дуги образованы поперечным сечением гибкой оболочки так, что справедливо следующее соотношение: (s/Н )
, где s - периметр поперечного сечения гибкой оболочки; Н - высота перегородки в поперечном сечении;
- константа, равная 3,14159... Технический результат реализации изобретения заключается в повышении быстроходности судна. 4 ил. /
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


Формула изобретения
Надувной корпус разборного судна катамаранного типа, содержащий выпуклую профилированную гибкую оболочку с кормовой и носовой кромками, пару надувных камер, продольную разделительную перегородку, соединенную с упомянутой гибкой оболочкой по своим верхнему и нижнему краям, а также две полости, каждая из которых образована внутренней поверхностью гибкой оболочки и прилегающей к ней поверхностью разделительной перегородки, при этом упомянутые надувные камеры расположены напротив друг друга с обеих сторон от разделительной перегородки и размещены в упомянутых полостях с возможностью взаимодействия с гибкой оболочкой и разделительной перегородкой, отличающийся тем, что разделительная перегородка выполнена жесткой и соединена по своим боковым краям соответственно с кормовой и носовой кромками гибкой оболочки, при этом надувные камеры расположены по всей длине полостей, а профиль поперечного сечения корпуса выполнен по форме в виде двух дуг, соединенных общей хордой, причем хорда образована высотой перегородки в поперечном сечении, дуги образованы поперечным сечением гибкой оболочки так, что справедливо следующее соотношение: (s/H)<

Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к малому судостроению и может применяться в надувных многокорпусных разборных судах, преимущественно в спортивных и прогулочных парусных катамаранах, эксплуатируемых на открытой воде. Известен надувной корпус разборного судна, содержащий круглую в поперечном сечении гибкую оболочку, четыре надувные камеры, продольную разделительную перегородку, размещенную внутри упомянутой гибкой оболочки, а также расположенные по окружности поперечного сечения корпуса четыре полости, образованные внутренней поверхностью гибкой оболочки и разделительной перегородкой, при этом каждая надувная камера размещена в соответствующей полости с возможностью взаимодействия с разделительной перегородкой [1]. В известном техническом решении продольная разделительная перегородка образует внутренний каркас, позволяющий повысить жесткость конструкции по всей окружности поперечного сечения корпуса за счет его обжатия надувными камерами. Однако подобная конструкция, несмотря на хорошую устойчивость, не может обеспечить высокую быстроходность судна из-за своего несовершенного формообразования. Известен корпус разборного катамарана, содержащий гибкую оболочку с кормовой и носовой кромками, а также продольную массивную раму, размещенную внутри гибкой оболочки и соединенную с последней своими боковыми краями по кормовой и носовой кромке соответственно [2]. Рассматриваемая конструкция позволяет добиться некоторого улучшения формы обтекания корпуса и устойчивости судна. В то же время в рассматриваемом техническом решении не проведено профилирование контура оболочки, а также не приняты меры по улучшению прочностных характеристик конструкции. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является надувной корпус разборного судна катамаранного типа, содержащий выпуклую профилированную гибкую оболочку с кормовой, носовой кромками и центральной частью, пару надувных камер, продольную разделительную гибкую перегородку, соединенную с упомянутой гибкой оболочкой по своим верхнему и нижнему краям, а также две полости, каждая из которых образована внутренней поверхностью гибкой оболочки и соответствующей поверхностью разделительной гибкой перегородки, при этом упомянутые надувные камеры расположены в центральной части гибкой оболочки напротив друг друга с обеих сторон от разделительной гибкой перегородки и размещены в упомянутых полостях с возможностью взаимодействия с центральной частью гибкой оболочкой и разделительной гибкой перегородкой [3]. В известном техническом решении использование гибкой продольной разделительной перегородки, соединенной с гибкой оболочкой по своим верхнему и нижнему краям, и поджатие упомянутой перегородки надувными камерами позволяет повысить устойчивость корпуса судна, а использование пары надувных камер, расположенных в центральной части гибкой оболочки напротив друг друга и размещенных в полостях корпуса судна с возможностью взаимодействия с центральной частью гибкой оболочки, позволяет предохранить корпус судна от действия изгибающего момента. Обладая хорошей устойчивостью на поверхности воды и высокой сопротивляемостью к изгибающему моменту от действия внешних сил, известный надувной корпус имеет и ряд недостатков, связанных в основном с низкой быстроходностью судна: высокая сопротивляемость водному потоку вследствие недостаточно хорошей обтекаемой формы; низкие прочностные характеристики корпуса из-за значительных величин напряжений, возникающих в гибкой оболочке от действия внешних нагрузок, и большого градиента распределения нагрузок в продольном направлении; гидродинамические потери, связанные с турбулизацией потока от кромочного эффекта; потери энергии подкрепляющих надувных камер на деформацию гибкой разделительной перегородки и, как следствие, искажение формы рабочей поверхности гибкой оболочки. Кроме того, в известной конструкции существуют технологические проблемы, связанные с соединением верхних и нижних участков гибкой оболочки. Целью изобретения является повышение быстроходности судна. Указанная цель достигается тем, что разделительная перегородка выполнена жесткой и соединена по своим боковым краям соответственно с кормовой и носовой кромками гибкой оболочки, при этом надувные камеры расположены по всей длине полостей, а профиль поперечного сечения корпуса выполнен по форме в виде двух дуг, соединенных общей хордой, причем хорда образована высотой перегородки в поперечном сечении, дуги образованы поперечным сечением гибкой оболочки таким образом, что справедливо следующее соотношение: (s/H) <


- надувной корпус имеет наилучшую обтекаемую форму как за счет профилирования профиля поперечного сечения, так и за счет использования формообразующей жесткой разделительной перегородки и формообразующих надувных камер, расположенных по всей длине рабочей поверхности гибкой оболочки;
- оболочка надувного корпуса спроектирована таким образом, что действующие в ней напряжения от внешних нагрузок меньше по абсолютной величине и имеют более плавное распределение в продольном направлении;
- надувной корпус обеспечивает минимальные потери энергии за счет взаимодействия надувных камер с жесткой перегородкой, а сама гибкая оболочка лучше натягивается, имея жесткое опирание по кормовой, носовой, нижней (килевой) и верхней кромках;
- форма натянутой гибкой оболочки не искажается при взаимодействии различных элементов конструкции;
- при движении надувного корпуса судна уменьшаются гидродинамические потери от действия кромочных эффектов;
- гибкая оболочка более проста в изготовлении и обладает лучшей герметичностью, поскольку она не имеет соединений по боковым рабочим поверхностям корпуса судна (катамарана). На фиг. 1 схематично показано разборное судно катамаранного типа с двумя надувными корпусами, общий вид в перспективе, на фиг. 2 - надувной корпус разборного судна, вид сбоку, на фиг. 3 - надувной корпус разборного судна, вид сверху, разрез А-А, на фиг. 4 - надувной корпус разборного судна, поперечный разрез Б-Б. Надувной корпус 1 (фиг. 1) разборного судна катамаранного типа содержит выпуклую профилированную гибкую оболочку 2 (фиг. 2-4) с кормовой 3 и носовой 4 кромками, пару надувных камер 5 и продольную разделительную перегородку 6, соединенную по своим верхнему 7 и нижнему 8 краю с гибкой оболочкой 2. Надувной корпус 1 имеет также две полости 9 и 10, каждая из которых образована внутренней поверхностью гибкой оболочки 2 и прилегающей к ней поверхностью разделительной перегородки 6. Надувные камеры 5 расположены напротив друг друга с обеих сторон от разделительной перегородки 6 и размещены в полостях 9 и 10 с возможностью взаимодействия с гибкой оболочкой 2 и разделительной перегородкой 6. Разделительная перегородка 6 выполнена жесткой и соединена по своим боковым краям 11 и 12 соответственно с кормовой 3 и носовой 4 кромками гибкой оболочки 2, а надувные камеры 5 расположены по всей длине (по всему объему) полостей 9 и 10. Профиль поперечного сечения корпуса 1 выполнен по форме в виде двух дуг 13 и 14, соединенных общей хордой 15, образованной высотой перегородки 6 в поперечном сечении, а дуги 13 и 14 - поперечным сечением гибкой оболочки 2, таким образом, что справедливо следующее соотношение размеров: отношение периметра поперечного сечения гибкой оболочки 2 к высоте перегородки 6 в поперечном сечении меньше числа



надувная лодка повышенной жесткости с самоотливным кокпитом (варианты) - патент 2456197 (20.07.2012) | ![]() |
надувная лодка (варианты) - патент 2446978 (10.04.2012) | ![]() |
катамаран - патент 2443592 (27.02.2012) | ![]() |
надувной катамаран (варианты) - патент 2440270 (20.01.2012) | ![]() |
надувная лодка (варианты) - патент 2436703 (20.12.2011) | ![]() |
надувная лодка на подводных крыльях - патент 2433059 (10.11.2011) | ![]() |
способ защиты дна лодки - патент 2429987 (27.09.2011) | ![]() |
надувная лодка /варианты/ - патент 2424943 (27.07.2011) | ![]() |
надувная лодка (варианты) - патент 2419573 (27.05.2011) | ![]() |
надувной матрац с быстросъемным ножным приводом и движителем для плавания по воде - патент 2404080 (20.11.2010) |
Класс B63B1/14 с эластичным соединением корпусов
судовой волнодвижитель - патент 2528449 (20.09.2014) | ![]() |
адаптивная плавучая платформа - патент 2399551 (20.09.2010) | |
устройство для соединения корпусов многокорпусного судна - патент 2130847 (27.05.1999) | |
судно - патент 2108257 (10.04.1998) | |
трансформируемый катамаран - патент 2099232 (20.12.1997) | |
волноход - патент 2089433 (10.09.1997) | |
поплавковое судно - патент 2065370 (20.08.1996) | |
тримаран - патент 2056316 (20.03.1996) | |
многокорпусное парусное судно - патент 2055770 (10.03.1996) | |
корпус - патент 2048369 (20.11.1995) |
Класс B63B35/73 прочие суда или подобные плавучие средства для развлечения и спорта
серфинг с ластообразным движителем - патент 2529120 (27.09.2014) | ![]() |
барокатамаран s-14 - патент 2526369 (20.08.2014) | ![]() |
барокатамаран s-14 - патент 2526368 (20.08.2014) | ![]() |
водный велосипед - патент 2520849 (27.06.2014) | ![]() |
моторное судно - патент 2510351 (27.03.2014) | ![]() |
гидроцикл на подводных крыльях - патент 2505451 (27.01.2014) | ![]() |
клапан ортогональный (варианты) - патент 2498924 (20.11.2013) | ![]() |
водный велосипед - патент 2485004 (20.06.2013) | ![]() |
морская полупогружная вертолетная платформа - патент 2475407 (20.02.2013) | ![]() |
спортивная моторная лодка - патент 2471670 (10.01.2013) | ![]() |