роторный вертикально-осевой ветродвижитель
Классы МПК: | B63H13/00 Движители, работающие в воде, с приводом от ветряных двигателей B63H9/00 Движители, приводимые в действие ветром; их размещение B63H9/02 с использованием эффекта Магнуса B63H9/06 конструкция и типы парусов; их размещение на судне B63H1/04 с осями вращения, расположенными под прямыми углами к направлению движения, например гребные колеса B63H1/10 лопастями, устанавливаемыми аксиально по отношению к вращающемуся дискообразному телу |
Автор(ы): | Мозжилкин Владимир Викторович, Чернов Андрей Михайлович, Блинков Юрий Анатольевич, Маркушин Александр Григорьевич |
Патентообладатель(и): | Мозжилкин Владимир Викторович, Чернов Андрей Михайлович, Блинков Юрий Анатольевич, Маркушин Александр Григорьевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-11-15 публикация патента:
20.11.1997 |
Использование: изобретение относится к ветроэнергетике, в частности к судостроению, а именно к судовым роторным двигателям, использующим для движения судна экологически чистую ветровую энергию, а также может быть использован для спортивных целей, развлечения и отдыха на воде. Сущность заключается в том, что роторный ветродвижитель выполнен с нижней и верхней дисковыми шайбами, ось которых совпадает с вертикальной осью вращения ротора, на нижних торцах лопастей установлены фиксаторы их положения с возможностью их взаимодействия с отверстиями, которые выполнены в этих шайбах, а упомянутый механизм поворота лопастей выполнен с установленным на нижней шайбе элементом по форме усеченного конуса, закрепленным на оси ротора, при этом каждая из вышеупомянутых тяг подпружинена на одном кольцевом участке и выполнена со сферическим элементом, касающимся поверхности вышеуказанного конусного элемента, а на другом - посредством штанги шарнирно связана с передней кромкой этой лопасти. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Роторный вертикально-осевой ветродержатель, содержащий вертикальную ось вращения ротора и вертикальные крылообразные лопасти, которые снабжены механизмом их поворота для изменения угла установки, содержащим тяги, связанные с лопастями, отличающийся тем, что ветродержатель выполнен с нижней и верхней дисковыми шайбами, ось которых совпадает с вертикальной осью вращения ротора, на нижних торцах лопастей установлены фиксаторы их положения с возможностью их взаимодействия с отверстиями, которые выполнены в этих шайбах, а упомянутый механизм поворота лопастей выполнен с установленным на нижней шайбе элементом по форме усеченного конуса, закрепленным на оси ротора, при этом каждая из вышеуказанных тяг подпружинена на одном кольцевом участке и выполнена со сферическим элементом, касающимся поверхности вышеуказанного конусного элемента, а на другом посредством штанги шарнирно связана с передней кромкой этой лопасти.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ветроэнергетике, в частности к судостроению, а именно к судовым роторным двигателям, использующим для движения судна экологически чистую ветровую энергию, а также может быть использован для спортивных целей, развлечения и отдыха на воде. Известен роторный вертикально-осевой ветродвижитель, содержащий вертикальную ось вращения ротора и вертикальные крылообразные лопасти, которые снабжены механизмом их поворота для изменения угла установки, содержащим тяги, связанные с лопастями (заявка ФРГ N 3600513, кл. B 63 H 13/00, опубл. 1987). Однако известный движитель обладает малой эффективностью и надежностью эксплуатации при повышенном расходовании энергии. Технический результат от внедрения этого изобретения заключается в повышении эффективности и надежности эксплуатации ветродвижителя при уменьшении расхода энергии во время эксплуатации на его работу. Это достигается тем, что роторный вертикально-осевой ветродвижитель содержит вертикальную ось вращения ротора и вертикальные крылообразные лопасти, которые снабжены механизмом их поворота для изменения угла установки, содержащим тяги, связанные с лопастями, ветродвижитель выполнен с нижней и верхней дисковыми шайбами, ось которых совпадает с вертикальной осью вращения ротора, на нижних торцах лопастей установлены фиксаторы их положения с возможностью их взаимодействия с отверстиями, которые выполнены в этих шайбах, а упомянутый механизм поворота лопастей выполнен с установленным на нижней шайбе элементом по форме усеченного конуса, закрепленным на оси ротора, при этом каждая из вышеуказанных тяг подпружинена на одном кольцевом участке и выполнена со сферическим элементом, касающимся поверхности вышеуказанного конусного элемента, а на другом посредством штанги шарнирно связана с передней кромкой этой лопасти. На фиг. 1 представлен роторный вертикально-осевой ветродвижитель в аксонометрической проекции; на фиг. 2 показана схема механизма поворота лопастей движителя; на фиг. 3 схема трансформации ротора в систему жестких парусов; на фиг. 4 схема маневрирования судна в зависимости от направления вращения роторов. Роторный ветровой движитель содержит вертикальную ось 1, две четыре крылообразные лопасти 2, установленные вертикально, боковые кроки которых сверху и снизу соединены дисковыми шайбами 3, в которых выполнены отверстия 4 для вхождения фиксаторов положения лопастей 5 в виде штырей или в виде любых защелок. Механизм поворота лопастей может быть реализован следующим образом. В нижней части шайбе 3 ротора установлен элемент 6 по форме усеченного конуса, закрепленный на оси ротора 1. имеются тяги 7, скользящие по поверхности элемента 6 на сферических элементах 8. Тяги 7 снабжены пружинами 9. Посредством штанг 20 тяги 7 соединены с передними кромками лопастей 2. Лопасти 2 могут поворачиваться около неподвижной оси 11, не совпадающей с положением штанги 10. При перемещении элемента 6 вниз-вверх тяги 7 совершают поступательное движение, поворачивая лопасти 2 на требуемый угол. Для преобразования ротора в крыло парус штанги 12 имеют возможность ручного освобождения от соединения с тягой 7 при развороте лопасти 2 на нужный угол установки и крепления штанги 10 в одном из отверстий 4 нижней шайбы для фиксации положения лопасти 27 Элемент 6 имеет винт 13 для регулировки положения. Движитель работает следующим образом. Под действием ветра со скоростью V ротор раскручивается и появляется боковая сила F, действующая под тупым углом по направлению ветра. Эксперименты в аэродинамической трубе показали, что тяговые характеристики двухлопастного ротора с лопастями размахом 200 мм, хордой 40 мм, радиусом ометаемой поверхности 100 мм, диаметром шайб 300 мм, профилем Д-2, совпадают с тяговыми характеристиками цилиндра Флеттнера высотой 200 мм, диаметром 80 мм, диаметром шайб 120 мм. Эти характеристики равносильны тяговым характеристикам треугольного паруса с удлинением 5 и высотой 500 мм. Поворот одной или всех лопастей 2 относительно оси 1, проходящей через аэродинамический фокус профиля, меняет скорость вращения, величину и направление движущей силы F, что позволяет осуществлять маневрирование судном. Поворот лопастей 2 во время вращения ротора посредством механизма поворота, представленного на фиг. 2, осуществляется перемещением элемента 6 вверх посредством винта 13, тогда тяги 7, скользя по поверхности элемента 6, элементами 8 совершают поступательное движение, поворачивая лопасть 2 на требуемый угол. При движении элемента 6 вниз тяги 7 посредством пружин 9 возвращают лопасти 2 в прежнее положение. Фиксация ротора и лопастей 2 в положении, указанном на фиг. 3, обеспечивает его трансформацию в систему крыльев-парусов. Преобразование ротора в крыло-парус осуществляется вручную посредством штанги 12 от соединения с тягой 7 и разворота лопасти 2 вокруг неподвижной оси 11 на нудный угол установки и крепления штанги фиксатором 5 в одном из отверстий 4 на нижней шайбе 3 (фиг. 1) для фиксации положения лопасти 2. Использование ротора позволяет осуществлять движение под тупым углом к направлению ветра без лавирования. При подходящих курсовых углах движения более эффективным окажется трансформация конструкции в систему крыльев-парусов. Установка на судне двух роторных ветродвижителей совместно с механизмом поворота лопастей позволяет судну осуществлять разнообразные маневры, как показано на фиг. 4. Предлагаемый роторный вертикально-осевой ветродвижитель удачно сочетает конструктивную простору ротора Флеттнера, использование только энергии ветра для создания силы тяги, возможности гибкого управления величиной и направлением движущей силы со способностью к трансформации в систему жестких парусов-крыльев.Класс B63H13/00 Движители, работающие в воде, с приводом от ветряных двигателей
судно - патент 2471671 (10.01.2013) | |
каплепрофилированная ветротурбина - патент 2444643 (10.03.2012) | |
парусное судно - патент 2398708 (10.09.2010) | |
подвесной ветродвигатель для маломерных судов - патент 2335429 (10.10.2008) | |
способ перемещения крупногабаритного объекта на плавучем основании - патент 2330786 (10.08.2008) | |
плавучее транспортное средство - ротор-волноход - патент 2082647 (27.06.1997) | |
способ движения судна с комбинированной энергетической установкой - патент 2072159 (20.01.1997) | |
роторный судовой ветродвижитель - патент 2063904 (20.07.1996) | |
ветроэлектроход - патент 2053925 (10.02.1996) | |
судно - патент 2031053 (20.03.1995) |
Класс B63H9/00 Движители, приводимые в действие ветром; их размещение
судно с регулируемой плитой на носовой части - патент 2526733 (27.08.2014) | |
парус -крыло - патент 2520211 (20.06.2014) | |
раздвижной складной парус - патент 2516904 (20.05.2014) | |
парусное вооружение гусакова (пвг) - патент 2501707 (20.12.2013) | |
винтовой движитель с центробежным усилителем - патент 2500570 (10.12.2013) | |
планетарный механизм парусной установки - патент 2481497 (10.05.2013) | |
система для осуществления автоматического управления полетом кайтов - патент 2448864 (27.04.2012) | |
складной парус-зонт - патент 2441801 (10.02.2012) | |
скоростное судно - патент 2436707 (20.12.2011) | |
яхта - патент 2426670 (20.08.2011) |
Класс B63H9/02 с использованием эффекта Магнуса
Класс B63H9/06 конструкция и типы парусов; их размещение на судне
парус -крыло - патент 2520211 (20.06.2014) | |
планетарный механизм парусной установки - патент 2481497 (10.05.2013) | |
система для осуществления автоматического управления полетом кайтов - патент 2448864 (27.04.2012) | |
скоростное судно - патент 2436707 (20.12.2011) | |
парусное судно - патент 2419575 (27.05.2011) | |
кайт с изменяемой кривизной крыла - патент 2388655 (10.05.2010) | |
кайт с ручками управления и изменяемой кривизной крыла - патент 2388654 (10.05.2010) | |
парусное вооружение - патент 2378151 (10.01.2010) | |
водное транспортное средство с элементом в виде воздушного змея - патент 2374128 (27.11.2009) | |
судно с элементом в виде воздушного змея - патент 2374127 (27.11.2009) |
Класс B63H1/04 с осями вращения, расположенными под прямыми углами к направлению движения, например гребные колеса
шагающий движитель - патент 2513348 (20.04.2014) | |
колесный движительно-рулевой комплекс судна ледового плавания - патент 2456201 (20.07.2012) | |
катамаран - патент 2443592 (27.02.2012) | |
колесно-лопаточный движитель - патент 2401769 (20.10.2010) | |
колесный движитель - патент 2399500 (20.09.2010) | |
колесный движитель - патент 2368533 (27.09.2009) | |
катамаран - патент 2351500 (10.04.2009) | |
колесно-лопаточный движитель - патент 2329180 (20.07.2008) | |
колесно-лопаточный движитель - патент 2293040 (10.02.2007) | |
движитель - патент 2263605 (10.11.2005) |
Класс B63H1/10 лопастями, устанавливаемыми аксиально по отношению к вращающемуся дискообразному телу