самолет интегральной аэродинамической компоновки

Классы МПК:B64C5/06 кили
B64C30/00 Сверхзвуковые самолеты
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):АООТ "ОКБ Сухого"
Приоритеты:
подача заявки:
1997-12-10
публикация патента:

Изобретение относится к авиации. Средняя часть фюзеляжа самолета плавно сопряжена со стреловидными консолями крыла, головной и хвостовой частями фюзеляжа. Хвостовая часть фюзеляжа несет левый и правый кили с рулями направления. Каждый из килей или каждый из рулей направления в нейтральном положении установлены под острым углом. Вершина угла обращена назад относительно головной части фюзеляжа. Угол установки каждого из рулей составляет 1,5 - 2,5o. Указанное расположение вертикального оперения снижает нагрузки, действующие на кили. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Самолет интегральной аэродинамической компоновки, содержащий единый несущий корпус, в котором средняя часть фюзеляжа плавно сопряжена со стреловидными консолями крыла, головной частью фюзеляжа и его хвостовой частью, несущей левый и правый кили с рулями направления, отличающийся тем, что кили или их рули направления в нейтральном положении установлены с образованием между ними острого угла с вершиной, обращенной назад относительно головной части фюзеляжа.

2. Самолет по п.1, отличающийся тем, что рули направления установлены под равными углами, составляющими 1,5 - 2,5o.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к многорежимным самолетам, способным к эксплуатации как при до-, так и при сверхзвуковых скоростях полета. Преимущественной областью применения изобретения являются маневренные самолеты.

Для обеспечения маневренных характеристик, боковой устойчивости и управляемости на больших углах атаки используется двухкилевое вертикальное оперение. Применение двухкилевой схемы ведет к увеличению нагрузок на кили по сравнению с однокилевой схемой, так как к основным параметрам нагружения, обусловленным углом скольжения самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376 и углом отклонения рулей направления самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376рн, добавляются симметричные нагрузки, направленные к оси симметрии фюзеляжа, обусловленные углом атаки самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376 и скосом потока за головной частью фюзеляжа. Поэтому двухкилевая схема оперения имеет более высокий уровень нагружения килей и хвостовой части фюзеляжа, что приводит к дополнительным затратам по весу при обеспечении прочности конструкции. На самолетах, подобных самолетам по патентам США NN 4354646 и 4538779, эта проблема решается усилением килей и узлов их стыковки с фюзеляжем.

В основу изобретения положено решение задачи снижения симметричных нагрузок на вертикальное оперение высокоманевренных самолетов двухкилевой схемы.

Для решения задачи в самолете с интегральной аэродинамической компоновкой, содержащем единый несущий корпус, в котором средняя часть фюзеляжа плавно сопряжена со стреловидными консолями крыла, головной частью фюзеляжа и его хвостовой частью, несущей левый и правый разнесенные кили с рулями направления, согласно изобретению кили или их рули направления в нейтральном положении установлены с образованием между ними острого угла с вершиной, обращенной назад относительно головной части фюзеляжа.

На поверхностях каждого из килей возникает дополнительная сила, направленная в сторону, противоположную действию сил, зависящих от скоростного напора и угла атаки самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376, что приводит к снижению уровня нагружения килей.

В большинстве случаев целесообразно, чтобы рули направления были установлены под равными углами, составляющими 1,5 - 2,5o.

При этом возникают силы на поверхности киля и руля направления с центром давления в районе оси вращения руля.

В дальнейшем изобретение поясняется конкретными примерами его выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи и графики, на которых изображены:

фиг. 1 - схема самолета с нагружением двухкилевого вертикального оперения от угла атаки, без отклонения рулей направления;

фиг.2 - схема самолета с нагружением двухкилевого вертикального оперения от угла атаки, с отклоненными симметрично рулями направления;

фиг. 3 - зависимость нагружения килей вертикального оперения в зависимости от числа М полета с отклоненными рулями направления и без них.

Самолет интегральной аэродинамической компоновки содержит единый несущий корпус, в котором средняя часть 1 фюзеляжа плавно сопряжена со стреловидными консолями 2 крыла, головной частью 3 фюзеляжа и его хвостовой частью 4. Хвостовая часть фюзеляжа несет левый 5 и правый 6 кили с рулями направления 7 и 8. Каждый из килей или каждый из рулей направления в нейтральном положении установлены с образованием между ними острого угла с вершиной, обращенной назад относительно головной части фюзеляжа. В описываемом примере реализации изобретения повернуты рули 7 и 8 на углы 1,5 - 2,5o.

При обтекании без скольжения вплоть до угла атаки самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376 самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376 20самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376 на правый 6 и левый 5 кили вертикального оперения действуют силы, направленные в направлении другого киля. Зависимость боковых сил от угла атаки обусловлена влиянием вихрей, сходящих с корневых наплывов 9 и 10. До углов атаки самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376 самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376 20самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376 вихри располагаются близко к корневым частям килей вертикального оперения. Поэтому создаваемые ими скосы потока порождают боковые силы, направленные навстречу друг другу.

Двухкилевая схема вертикального оперения имеет следующие особенности обтекания, а следовательно, и нагружения:

- воздействие скоса потока за крылом и фюзеляжем, зависящее от режимов полета и, главным образом, от угла атаки самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376;

- влияние поверхностей вертикального оперения друг на друга, образующее как бы стенки канала, при обтекании которого набегающим потоком внутри образуется зона пониженного давления.

В результате описанных выше явлений нагрузки на вертикальное оперение в симметричных маневрах направлены в основном внутрь и достигают значительных величин.

Поворот рулей направления на указанный угол с вершиной, обращенной назад относительно головной части фюзеляжа, приводит к появлению силы, направленной в противоположном направлении действию сил от угла атаки в соответствии с зависимостью

самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376Pво= Cсамолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376рнzвосамолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376рнсамолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376qсамолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376S,

где самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376Pво - нагрузка на вертикальное оперение;

- Cсамолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376рнzво - коэффициент эффективности руля направления;

самолет интегральной аэродинамической компоновки, патент № 2140376рн - угол отклонения руля направления;

q - скоростной напор;

S - характерная площадь.

При этом снижаются, как показано на фиг. 3, нагрузки на кили вертикального оперения при симметричном обтекании.

Класс B64C5/06 кили

киль -  патент 2424946 (27.07.2011)
комбинированный летательный аппарат -  патент 2422309 (27.06.2011)
способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете и устройство для его осуществления -  патент 2352498 (20.04.2009)
устройство для перемещения в воздушной среде -  патент 2189334 (20.09.2002)
многофункциональное хвостовое оперение одновинтового вертолета -  патент 2186711 (10.08.2002)
устройство для перемещения в воздушной среде -  патент 2184681 (10.07.2002)
пассажирский самолет схемы "триплан" -  патент 2132291 (27.06.1999)
конструкция самолета -  патент 2063364 (10.07.1996)
самолет -  патент 2058912 (27.04.1996)
самолет -  патент 2055778 (10.03.1996)

Класс B64C30/00 Сверхзвуковые самолеты

Наверх