способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете и устройство для его осуществления

Классы МПК:B64C13/00 Системы управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления, предкрылков и закрылков, тормозных щитков или интерцепторов
B64C5/06 кили
B64C9/00 Регулируемые поверхности управления или их элементы, например рули
Патентообладатель(и):Попов Владимир Николаевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-12-04
публикация патента:

Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления полетом летательных аппаратов, использующих для управления по крену элероны или флаппероны и для управления по рысканию цельноповоротные кили. Устройство содержит отклоняемые с помощью гидроцилиндров (9) управляющие поверхности (1, 4), расположенные на внешних сторонах (2, 3) и на внутренних сторонах (5, 6) левого и правого килей, и дополнительные управляющие поверхности (7, 8), расположенные на верхних поверхностях левой и правой консолей крыла летательного аппарата, отклоняемые с помощью гидроцилиндров (10). Устройство содержит датчики, учитывающие следующие параметры: число Маха (М), - угол скольжения (способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 ), угол атаки (способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 ), атмосферное давление на высоте. В устройство входят блок автоматики, электромагнитные клапаны, управляющие подачей гидрожидкости в гидроцилиндры. Достигается обеспечение управления путевой и поперечной статической устойчивостью летательного аппарата с помощью дополнительных управляющих поверхностей. 2 н.п. ф-лы, 4 ил. способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498

способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498

Формула изобретения

1. Способ управления устойчивостью летательного аппарата, основанный на использовании аэродинамических поверхностей, отличающийся тем, что воздействуют на путевую и поперечную статическую устойчивость летательного аппарата за счет отклонения дополнительных управляющих поверхностей, расположенных на левой и правой консолях крыла и на цельноповоротных килях вертикального оперения двухкилевого летательного аппарата, при этом изменяется их обтекание при отклонении дополнительных управляющих поверхностей каждой консоли крыла, левого и правого киля вертикального оперения летательного аппарата, изменяющее критерии путевой способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 и поперечной способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 устойчивости.

2. Устройство для управления устойчивостью летательного аппарата, содержащее отклоняемые управляющие поверхности в виде флапперонов или элеронов и рулей направления, отличающееся тем, что содержит дополнительные управляющие поверхности, расположенные на внутренних сторонах левого и правого цельноповоротных килей, а также дополнительно управляющие поверхности, расположенные на верхних поверхностях левой и правой консолей крыла летательного аппарата.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления полетом летательных аппаратов, использующих для управления по крену элероны или флаппероны и для управления по рысканию цельноповоротные кили.

Известен способ расширения диапазона углов атаки с обеспечением поперечной статической и динамической устойчивости летательного аппарата по углу скольжения при сохранении подъемной силы с помощью генератора вихрей, установленных по передней кромке наплыва крыла [1].

Известен способ управления путевой устойчивостью летательного аппарата в полете автоматом стабилизации с помощью руля направления.

Недостатком такого способа является то, что он применим только для нецельноповортных килей вертикального оперения, имеющих рули направления [2].

Широко известны аэродинамические элементы летательных аппаратов, предназначенные для изменения их аэродинамических характеристик и управления положением в воздухе.

Целью данного изобретения является обеспечение управления путевой и поперечной статической устойчивостью летательного аппарата в зависимости от числа Маха и угла атаки с помощью дополнительных управляющих поверхностей (ДУП).

Сущность изобретения заключается в том, что в способе управления устойчивостью летательного аппарата в полете, основанном на использовании аэродинамических поверхностей, а именно левой и правой консолей крыла и цельноповоротных килей вертикального оперения, воздействуют на путевую и поперечную статическую устойчивость летательного аппарата, изменяя характеристики путевой и поперечной устойчивости с помощью дополнительных управляющих поверхностей, расположенных на левой и правой консолях крыла и на цельноповоротных килях вертикального оперения летательного аппарата, при этом при отклонении дополнительных управляющих поверхностей каждой консоли крыла и цельноповоротного киля вертикального оперения летательного аппарата изменяется обтекание, приводящее к уменьшению или увеличению показателей путевой способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 и поперечной способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 статической устойчивости.

Предлагаемый способ осуществляется в устройстве для управления устойчивостью летательного аппарата в полете, содержащем отклоняемые управляющие поверхности в виде флаперонов или элеронов и цельноповоротных килей и дополнительные управляющие поверхности, расположенные на внутренних сторонах левого и правого килей, а также расположенные на верхних поверхностях левой и правой консолях крыла летательного аппарата.

Расположения и возможное отклонение дополнительных управляющих поверхностей (ДУП) на ЛА показано на фиг.1, на фиг.2 показана блок-схема устройства, на фиг.3, 4 показана схема отклонения ДУП для управления устойчивостью летательного аппарата в полете.

Устройство для управления устойчивостью летательного аппарата в полете (фиг.1) в зависимости от числа Маха и угла атаки содержит отклоняемые с помощью гидроцилиндров 9 управляющие поверхности 1 и 4, расположенные на внешних сторонах 2, 3 и на внутренних сторонах 5, 6 левого и правого килей, и дополнительные управляющие поверхности 7 и 8, расположенные на верхних поверхностях левой и правой консолей крыла летательного аппарата, отклоняемые с помощью гидроцилиндров 10. Кроме того, устройство (фиг.2) содержит датчики 11, 12, 13, 14, учитывающие следующие параметры: 11 - число Маха (М), 12 - угол скольжения (способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 ), 13 - угол атаки (способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 ), 14 - атмосферное давление на высоте. В устройство входит блок автоматики 15, электромагнитные клапаны 16 и 17, управляющие подачей гидрожидкости в гидроцилиндры 9 и 10 и осуществляющие соответственно отклонение дополнительных управляющих поверхностей 1, 2, 3, 4 на цельноповоротных килях 5, 6 вертикального оперения и дополнительных управляющих поверхностей 7 и 8 на правой и левой плоскостях крыла летательного аппарата.

В процессе полета ЛА во всем диапазоне чисел Маха и углов атаки его аэродинамическая компоновка не всегда в достаточной степени обеспечивает путевую способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 и поперечную способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 статическую устойчивость.

Управление боковой статической и динамической устойчивостью в зависимости от числа Маха и угла атаки осуществляется путем отклонения вышеуказанных ДУП согласно программе, находящейся в блоке автоматики. В программе заложено оптимальное значение следующих характеристик:

- производных, характеризующих путевую способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 и поперечную статическую устойчивость способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 всего ЛА в зависимости от числа Маха и угла атаки;

- значения способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 в зависимости от высоты и М полета.

С целью обеспечения оптимального значения способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 всего ЛА при скольжении на любую плоскость летательного аппарата значения числа Маха, углов скольжения и атаки от датчиков 11, 12, 13 поступают на блок автоматики 15, по команде которого с помощью электрогидрокранов 17 и гидроцилиндров 9 производят отклонение поверхностей, расположенных на левом 5 и правом киле 6 вертикального оперения.

При скольжении на правую плоскость с целью увеличения путевой статической устойчивости отклоняют поверхности 2 и 4, а для ее уменьшения - поверхности - 1 и 3.

Влияние отклонения управляющих поверхностей на путевую статическую устойчивость характеризуется величиной способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 При отклонении ДУП путевая статическая устойчивость всего летательного аппарата способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 будет определяться суммой производной, характеризующей путевую устойчивость летательного аппарата способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 при неотклоненных управляющих поверхностях и производной способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 характеризующей влияние отклонения управляющих поверхностей на путевую устойчивость летательного аппарата:

способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498

Знак «+» имеет место в том случае, когда отклонение управляющих поверхностей (фиг.3) направлено на увеличение путевой статической устойчивости, а знак «-» - при ее уменьшении (фиг.4).

Отклонение дополнительно управляющих поверхностей 1 и 3, 2 и 4 приводит к тому, что при их отклонении, вызывающем изменение способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 одновременно увеличивается или уменьшается величина способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 характеризующая оптимальное значение поперечной боковой статической устойчивости летательного аппарата. При необходимости с целью сохранения ее прежнего значения (устранения влияния управляющих поверхностей, расположенных на вертикальном оперении) происходит отклонение дополнительных управляющих поверхностей 7 и 8. Влияние отклонения данных управляющих поверхностей на поперечную статическую устойчивость характеризуется величиной производной способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 По аналогии с (1) величина способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 будет определяться как сумма производной способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 характеризующей поперечную статическую устойчивость ЛА при неотклоненных дополнительно управляющих поверхностях и способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 учитывающей влияние отклонения ДУП 7 и 8 на поперечную статическую устойчивость летательного аппарата:

способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498

Для обеспечения оптимального значения способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 при неизменном значении способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 в зависимости от углов способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 и способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 , а также числа Маха (по алгоритму, описанному ранее) при скольжении на любую плоскость раздельно отклоняются управляющие поверхности 7 и 8. При необходимости уменьшения способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 с целью достижения ее оптимального значения отклоняется управляющая поверхность, расположенная на плоскости, на которую осуществляется скольжение. Влияние ее отклонения учитывается через производную способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 Для увеличения способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 отклоняется дополнительно управляющая поверхность, расположенная на плоскости, на которую скольжение не осуществляется. Как отмечалось ранее, влияние отклонения данных ДУП на поперечную статическую устойчивость характеризуется величиной производной способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 Поперечная статическая устойчивость всего летательного аппарата способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 будет определяться согласно (2). В случае скольжения на правую плоскость и отклонения дополнительно управляющей поверхности 8 в выражении (2) будет знак «-» и знак «+» при скольжении на левую плоскость и отклонении дополнительно управляющей поверхности 7.

При необходимости одновременного обеспечения оптимального значения способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 и способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 происходит совместное отклонение управляющих поверхностей 1, 2, 3, 4, и 7, 8 (с учетом взаимовлияния) согласно алгоритму, изложенному ранее.

Поскольку способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 то предлагаемый подход при неизменных значениях моментов инерции позволяет обеспечить ее оптимальную величину, а следовательно, и оптимальную реакцию самолета по крену на скольжение во всем диапазоне высот и чисел Маха в пределах нормируемой величины (æ=0.1способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 3.0).

Источники информации

1. Патент РФ на изобретение № 1840518, кл. В64С 28/06, опубл. 20.05.2007, бюл. № 14.

2. Динамика полета и боевого маневрирования летательных аппаратов. Учебное пособие. А.И.Нелюбов, А.А.Новод. - М.: ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, 1992, С.364способ управления устойчивостью летательного аппарата в полете   и устройство для его осуществления, патент № 2352498 366.

Класс B64C13/00 Системы управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления, предкрылков и закрылков, тормозных щитков или интерцепторов

система управления вертолетом и раздвижная тяга проводки системы управления -  патент 2527574 (10.09.2014)
привод ходового винта -  патент 2524810 (10.08.2014)
электромеханический линейный привод -  патент 2522646 (20.07.2014)
электромеханический привод интерцептора крыла самолета -  патент 2522638 (20.07.2014)
электромеханический привод предкрылка самолета -  патент 2522635 (20.07.2014)
система повышения управляемости для летательного аппарата -  патент 2520850 (27.06.2014)
подшипниковый узел -  патент 2520706 (27.06.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
силовой мини-привод петлеобразной формы -  патент 2519612 (20.06.2014)
устройство, которое подвергается воздействию потока текучей среды -  патент 2519602 (20.06.2014)

Класс B64C5/06 кили

Класс B64C9/00 Регулируемые поверхности управления или их элементы, например рули

механизм навески элемента механизации крыла на основной части крыла и устройство уборки и выпуска элемента механизации крыла, имеющее такой механизм -  патент 2529588 (27.09.2014)
способ увеличения подъемной силы, преимущественно крыла летательного аппарата -  патент 2527628 (10.09.2014)
система повышения управляемости для летательного аппарата -  патент 2520850 (27.06.2014)
уплотнительный элемент -  патент 2518142 (10.06.2014)
устройство для увеличения подъемной силы, крыло и устройство для снижения шума, используемые с устройством для увеличения подъемной силы -  патент 2517540 (27.05.2014)
механизм компенсации усилий управления -  патент 2515820 (20.05.2014)
управление "утка" - 3 -  патент 2515818 (20.05.2014)
адаптивное ручное управление самолетом -  патент 2513884 (20.04.2014)
передний узел крепления стабилизатора летательного аппарата, сопрягаемый с работающим на растяжение соединением двух боковых кессонов стабилизатора -  патент 2513358 (20.04.2014)
механизм навески регулируемого по положению тела, механизм навески элемента увеличивающей подъемную силу механизации крыла, а также система увеличивающей подъемную силу механизации крыла с таким механизмом навески -  патент 2513102 (20.04.2014)
Наверх