способ измерения угла и массы противовеса (варианты)
Классы МПК: | G01M1/36 путем регулирования положения грузов, вмонтированных в испытуемые объекты F16F15/28 противовесы; их крепление и установка |
Автор(ы): | Переварюха С.Н. |
Патентообладатель(и): | Переварюха Сергей Назарович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-08-22 публикация патента:
27.05.2003 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к динамической балансировке. В способе измерения угла
п и массы противовеса Мп ("легкого места") для несбалансированного объекта пробные грузы массами Mi и Mj с результирующей массой М поочередно устанавливают в опорные точки на объекте таким образом, что результирующая масса М перемещается в плоскости балансировки до любого угла
с шагом 
, виброметром измеряют виброскорости Vк при каждом шаге, строят зависимость Vк от
в виде таблицы или в виде "фигуры балансировки" в полярной системе координат - V = V(
) и по полученной зависимости измеряют угол противовеса
п в точке минимума виброскорости Vмин. Вариантом способа является измерение виброскорости Vo без пробного груза, включающее два измерения виброскорости 1 и V2 с результирующим пробным грузом массой М в точках
1 и
2 и определение массы противовеса Мп и угла противовеса
п из уравнений:
Vо 2=KMп 2,
V1 2=K(M2+Mп 2-2MпMcos(
1-
п),
V2 2=K(M2+Mп 2-2MпMcos(
2-
п).
Техническим результатом является упрощение и удешевление измерений, а также повышение точности. 2 с.п.ф-лы, 3 ил., 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5










Vо 2=KMп 2,
V1 2=K(M2+Mп 2-2MпMcos(


V2 2=K(M2+Mп 2-2MпMcos(


Техническим результатом является упрощение и удешевление измерений, а также повышение точности. 2 с.п.ф-лы, 3 ил., 2 табл.
Формула изобретения
1. Способ измерения угла и массы противовеса ("легкого места") для несбалансированного сплошного вращающегося объекта, например круга, или несплошного, например пропеллера, заключающийся в измерении вибрации по подшипниковой опоре, отличающийся тем, что пары пробных грузов массами Mi и Mj с результирующей массой М поочередно устанавливают в опорные точки на объекте таким образом, что результирующая масса М перемещается в плоскости балансировки до любого угла








V2 o= K М2 п;
V21 = K(M2+M2п-2MпMcos(


V22 = K(M2+M2п-2MпMcos(


где К - коэффициент пропорциональности виброскорости и массы противовеса.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для балансировки деталей машин. Известен способ статического определения угла противовеса, заключающийся в установке вала на призмы с низким трением, и определения массы противовеса путем подбора, описанный в кн. Баранова Г.В. Курс теории механизмов и машин. - М.: Машиностроение, 1967. Недостатком статической балансировки является низкая точность при балансировке в собственных подшипниках из-за трения в подшипниках. Наиболее близким способом к предложенному (прототипом) является способ динамического измерения угла установки противовеса и массы противовеса, основанный на вращении объекта балансировки в собственных подшипниках и измерении величины вибрации (обычно виброскорости) в подшипниковых опорах. Способ измерения угла и массы противовеса - "легкого места" - используется, например, в балансировочном приборе К-4102.П фирмы НПО "Ресурс", 198260, Санкт-Петербург, а/я 191. Способ измерения угла противовеса на вращающемся объекте, например круге, заключается в следующем. На круге в произвольной точке на расстоянии R от оси вращения устанавливают фотометку. Круг вращают, через фотометку пропускают сигнал от фотоизлучателя, принимают фотоприемником и фиксируют угол

Затем на круге устанавливают пробный груз массой M1, измеряют виброскорость V1 и угол

Mп = M1Vо/(Vо-V1). Основные недостатки приведенного способа:
Сложность измерений за счет необходимости выполнения операций измерения и синхронизации сигнала числа оборотов, сигнала фотоизлучателя-фотоприемника и операции синхронизации сигнала вибрации. Присутствует операция подбора по контрастности фотометки и объекта. Светоотражающие металлические объекты фонируют сигнал от фотометки. Фотометки быстровращающихся объектов смещаются, слетают, происходят сбои измерений. Существуют отказы работы датчика оборотов из-за непостоянной скорости вращения объектов, приводимых через ременные передачи с проскальзыванием. Для стабилизации частоты таких объектов приходится использовать специальные балансировочные стенды и станки. Операции установки и согласования датчика оборотов, фотоизлучателя-фотоприемника с фотометкой часто бывают затруднены из-за сложности и насыщенности конструкции или удаленности балансируемого объекта. Высокая стоимость приборов: датчика оборотов, фотоизлучателя-фотоприемника, синхронизатора сигналов, процессора. Снижение точности измерения за счет погрешностей, вызванных операциями измерения и синхронизации сигнала числа оборотов, сигнала фотоизлучателя-фотоприемника и операции синхронизации сигнала вибрации. Снижение точности происходит за счет погрешности измерения угла по датчику оборотов. Величина этой погрешности часто выше приведенной в паспорте на прибор из-за непостоянства частоты вращения объектов, приводимых во вращение через ременную передачу при проскальзываниях ремней, при переменной нагрузке двигателей. Снижение точности определения угла фотометки из-за углового размера фотометки. Этот эффект тем существеннее, чем меньше диаметр балансируемого объекта. Например, при диаметре объекта 50 мм трудно обеспечить точность установки фотометки 10 град. Снижение точности происходит из-за неточности измерения угла установки фотометки. Снижение точности происходит из-за неточности измерения радиусов от оси до точки установки фотометки и от оси до точки установки противовеса. Предлагаемый способ заключается в следующем. 1. С целью упрощения и удешевления измерений за счет исключения операций измерения и синхронизации сигнала числа оборотов, сигнала фотоизлучателя-фотоприемника и исключения операции синхронизации сигнала вибрации, исключения операции установки фотометки, с целью повышения точности за счет исключения погрешностей, вызванных этими операциями, пробные грузы массами Mi и Mj с результирующей массой М поочередно устанавливают в опорные точки на объекте таким образом, что результирующая масса М перемещается в плоскости балансировки до любого угла










Vо 2=KMп 2;
V21 = K(M2+M2п-2MпMcos(


V22 = K(M2+M2п-2MпMcos(


На фиг. 1 показан балансируемый круг 1 с опорными точками А, В, С и D и дисбалансом 2. На фиг. 2 показана зависимость виброскорости V от угла






На фиг. 1 приведен сплошной объект-круг 1 с неизвестной массой Мп и неизвестным углом


Угол

tg








Из "фигуры балансировки" находим угол противовеса







Vо 2 = KMп 2;
V21 = K(M2+M2п-2MпMcos(


V22 = K(M2+M2п-2MпMcos(






Vо 2 = KMп 2,
где К - коэффициент пропорциональности виброскорости и массы противовеса. Из фиг.3 по правилу параллелограмма получаем еще два уравнения:
V21 = K(M2+M2п-2MпMcos(



Из этих уравнений находим Mп и

Новизна предлагаемого способа измерения заключается:
- в упрощении и удешевлении измерений за счет исключения операций измерения и синхронизации сигнала числа оборотов, сигнала фотоизлучателя-фотоприемника, сигнала вибрации,
- исключении операции установки фотометки,
- в повышении точности измерения за счет исключения погрешностей, вызванных этими операциями,
- в уменьшении числа операций измерений до трех и упрощении операции вычисления. Новизна способа измерения достигается за счет новых операций:
1. Пробные грузы массами Mi и Мj с результирующей массой М поочередно устанавливают в опорные точки на объекте таким образом, что результирующая масса М перемещается в плоскости балансировки до любого угла









Vо 2 = KMп 2;
V21 = K(M2+M2п-2MпMcos(


V22 = K(M2+M2п-2MпMcos(


Технико-экономический эффект применения предлагаемого изобретения:
1. Простота измерений, отсутствие сложной компьютерной техники. 2. Более высокая точность установки массы и угла противовеса позволяют уменьшить виброскорость на подшипниковых опорах, снизить динамические нагрузки и увеличить ресурс машин. 3. Предлагаемый способ исключает приборы измерения фотосигналов, числа оборотов, синхронизатора сигналов и компьютер и существенно снижает затраты на их приобретение. Для измерения угла и массы противовеса по предлагаемому способу требуются виброметр и набор пробных грузов.
Класс G01M1/36 путем регулирования положения грузов, вмонтированных в испытуемые объекты
Класс F16F15/28 противовесы; их крепление и установка
двигатель внутреннего сгорания - патент 2449141 (27.04.2012) | |
способ измерения угла и массы противовеса - патент 2241967 (10.12.2004) | ![]() |
поршневой двигатель - патент 2097571 (27.11.1997) |