сиденье летчика с узлами крепления к самолету
Классы МПК: | B60N2/22 с регулируемой спинкой B64D25/10 катапультируемые сиденья |
Автор(ы): | Северин Г.И. (RU), Рубанов С.С. (RU), Соболев П.П. (RU), Савинов А.П. (RU), Гипич А.Ф. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Звезда" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-07-07 публикация патента:
10.07.2005 |
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам регулировки положения сидений в кабинах. Сиденье летчика с узлами крепления к самолету содержит шарнирно установленную на сиденье отклоняемую спинку и механизм управления и фиксации отклоняемой спинки. Указанный механизм управления и фиксации отклоняемой спинки выполнен в виде установленных на сиденье с двух сторон и синхронизированных между собой секторов, имеющих зубцы для фиксации их положения и пазы, по которым перемещаются штыри отклоняемой спинки. Положение самих секторов фиксируется подпружиненными фиксаторами, входящими в зубцы секторов и управляемыми от рукоятки. Технический результат - улучшение эргономики кресла и оптимизация условий работы летчика. 1 ил.
Формула изобретения
Сиденье летчика с узлами крепления к самолету, содержащее шарнирно установленную на сиденьи отклоняемую спинку и механизм управления и фиксации отклоняемой спинки, отличающееся тем, что указанный механизм управления и фиксации отклоняемой спинки выполнен в виде установленных на сиденьи с двух сторон и синхронизированных между собой секторов, имеющих зубцы для фиксации их положения и пазы, по которым перемещаются штыри отклоняемой спинки, при этом положение самих секторов фиксируется подпружиненными фиксаторами, входящими в зубцы секторов и управляемыми от рукоятки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам регулировки положения сидений в кабинах и может быть использовано, например, в катапультных креслах спасения летчиков в аварийных ситуациях.
Известно катапультное кресло (см. Решение по RU 2159707 С1, В 60 N 2/04 от 27.11.2000 г. ОАО “Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина”), которое содержит механизм управления и фиксации отклоняемой спинки.
Недостатком этого кресла является то, что жесткое крепление спинки и сиденья к каркасу не позволяет летчикам с различными антропологическими размерами одинаково удобно работать с органами управления самолетом.
Технической задачей изобретения является улучшение эргономики кресла с целью оптимизации условий работы летчика. Поставленная задача решается тем, что в отличие от известного катапультного кресла, содержащего каркас с закрепленными на нем сиденьем и спинкой, в предлагаемом устройстве нижняя часть спинки соединена с сиденьем шарнирно, а механизм управления и фиксации спинки выполнен в виде установленных на сиденье и синхронизированных между собой секторов с зубцами и пазами, по которым перемещаются штыри отклоняемой спинки, положение самих секторов фиксируется подпружиненными фиксаторами, входящими в зубцы секторов и управляемыми от рукоятки.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где на чертеже показана схема устройства отклоняемой спинки.
Сиденье 1, закрепляемое на самолете, имеет шарнирно установленную на нем отклоняемую спинку 2 и синхронизированные между собой секторы 3 с зубцами 4 и пазами 5. Отклоняемая спинка 2 имеет штыри 6, которые перемещаются по пазам 5. В зубцы 4 входят подпружиненные фиксаторы 7, управляемые рукояткой 8.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
Для установки отклоняемой спинки 2 в нужное положение рукояткой 8 фиксаторы 7 выводятся из зацепления с зубцами 4 сектора 3, спинка 2 отклоняется на необходимый угол за счет поворота сектора 3 и перемещения штырей 6 отклоняемой спинки 2 по пазам 5, после чего фиксаторы 7 возвращаются в зацепление с зубцами 4 и фиксируют положение спинки 2.
Класс B60N2/22 с регулируемой спинкой
Класс B64D25/10 катапультируемые сиденья