электродвигатель с электромеханическим преобразователем передаточного отношения
Классы МПК: | H02K16/02 машины с одним статором и двумя роторами H02K7/116 с зубчатой передачей B60K17/02 отличающихся устройством, расположением или типом муфт F16H48/00 Дифференциальные передачи |
Патентообладатель(и): | Хадеев Равиль Гафиевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-03-26 публикация патента:
27.01.2009 |
Изобретение относится к области электротехники и транспортного машиностроения и может быть использовано при создании механизмов, в которых необходимо осуществлять изменение оборотов выходного вала электродвигателя. Сущность изобретения состоит в том, что в качестве преобразователя передаточного отношения используют планетарный дифференциал, одно из центральных колес которого связано с выходным валом, а второе центральное колесо - с ротором электродвигателя, который индуктивно связан со статором, при этом водило, на котором установлены пары сателлитов, обкатывающиеся по центральным колесам, связано с дополнительным ротором, который индуктивно также связан со статором, но при вращении работает в генераторном режиме, вырабатывая электроэнергию, возвращая ее в сеть, а тормозящая его при этом сила перераспределяет крутящий момент в плечах дифференциала и позволяет при изменении величины его индуктивной связи со статором изменять обороты выходного вала, в чем и состоит технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения. 1 ил.
Формула изобретения
Электродвигатель с электромеханическим преобразователем передаточного отношения, отличающийся тем, что в качестве преобразователя передаточного отношения используют планетарный дифференциал, одно из центральных колес которого связано с выходным валом, второе центральное колесо - с ротором электродвигателя, который индуктивно связан со статором, а водило, на котором установлены пары сателлитов, обкатывающиеся по центральным колесам, связано с дополнительным ротором, который индуктивно также связан со статором, но при вращении работает в генераторном режиме, вырабатывая электроэнергию, возвращая ее в сеть, а тормозящая его при этом сила перераспределяет крутящий момент в плечах дифференциала и позволяет при изменении величины его индуктивной связи со статором изменять обороты выходного вала.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и других механизмов, в которых необходимо изменение оборотов выходного вала электродвигателя.
Известны различные пути изменения оборотов ведущего вала электродвигателя переменного тока. Основным способом плавного изменения оборотов является управление частотой питающего переменного тока с использованием преобразователей частоты. Этот способ описан в литературе. Например: Вольдек А.И. Электрические машины. Ленинград. Энергия, 1978, стр.571-572.
Недостатком этого способа является большая стоимость преобразователей, их сложность, низкий КПД, ненадежность и то, что для преобразователей электродвигателей большой мощности пока не создана надежная элементная база.
Задачей изобретения является осуществление плавного изменения оборотов выходного вала устройства с изменением передаточного отношения во всем диапазоне скоростей, в зависимости от нагрузки, при оптимальном режиме работы электродвигателя на постоянных оптимальных оборотах и, как результат, достижение оптимальности разгонных характеристик, повышение коэффициента полезного действия, удешевление производства и упрощение управления.
Указанная цель достигается тем, что согласно изобретению в качестве преобразователя передаточного отношения используют планетарный дифференциал, одно из центральных колес которого связано с выходным валом, а второе центральное колесо с ротором электродвигателя, который индуктивно связан со статором. Водило, на котором установлены пары сателлитов, обкатывающиеся по центральным колесам, связано с дополнительным ротором, который также связан индуктивно со статором, но при вращении работает в генераторном режиме, вырабатывая электроэнергию, возвращая ее в сеть, а тормозящая его при этом сила перераспределяет крутящий момент в плечах дифференциала. Это позволяет при постоянных оптимальных оборотах ротора электродвигателя изменять в зависимости от нагрузки обороты выходного вала.
Изобретение поясняется чертежом. На чертеже показан электродвигатель с вертикальной осью вращения. Со статором 1 индуктивно связан ротор 2, который свободно вращается на оси, но жестко связан с центральным зубчатым колесом 3 планетарного дифференциала, по которому обкатывается сателлит 4, жестко связанный с сателлитом 5, который обкатывается по центральному колесу 7, жестко связанному с выходным валом 8. Оси сателлитов свободно вращаются на водиле 6, являющемся корпусом дополнительного ротора 9, который также индуктивно связан со статором, но работает в режиме генератора, возвращая при вращении выработанную им электроэнергию в цепь (подключение обмоток не показано). Возникающее при этом тормозящее усилие перераспределяет крутящий момент в плечах дифференциала, создавая условия для раскрутки выходного вала 8. Дифференциал может быть построен так, чтобы в плечо дополнительного ротора поступала значительно меньшая доля энергии, необходимая для уравновешивания второго его плеча, а вся электроэнергия, выработанная дополнительным ротором, расходовалась на увеличение напряженности электромагнитного поля статора. Коммутирующее устройство, определяющее величину тормозящего усилия (на схеме не показано), при необходимости может находиться в цепи обмотки дополнительного ротора либо реализовано любым из известных способов, например изменением зазора между статором 1 и дополнительным ротором 9.
Класс H02K16/02 машины с одним статором и двумя роторами
Класс H02K7/116 с зубчатой передачей
Класс B60K17/02 отличающихся устройством, расположением или типом муфт
двухроторный электродвигатель с управляемыми оборотами вала - патент 2470443 (20.12.2012) | |
трансмиссия для внедорожного транспортного средства - патент 2462371 (27.09.2012) | |
автоматизированное сцепление - патент 2436689 (20.12.2011) | |
двухпоточная муфта сцепления - патент 2357125 (27.05.2009) | |
привод управления сцеплением - патент 2347695 (27.02.2009) | |
трансмиссия - патент 2332314 (27.08.2008) | |
конусное сцепление - патент 2286262 (27.10.2006) | |
ведущий мост транспортного средства - патент 2248890 (27.03.2005) | |
устройство для крепления раздаточной коробки - патент 2216456 (20.11.2003) | |
фрикционная муфта автомобиля - патент 2133677 (27.07.1999) |
Класс F16H48/00 Дифференциальные передачи