способ обкатки дизеля дизель-генераторной установки тепловоза
Классы МПК: | G01M15/04 испытания двигателей внутреннего сгорания, например диагностические испытания поршневых двигателей F02B79/00 Обкатка двигателей внутреннего сгорания |
Автор(ы): | Буше Николай Александрович (RU), Королев Александр Евгеньевич (RU), Антюхин Георгий Георгиевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-04-08 публикация патента:
27.10.2009 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к обкатке дизеля K6S310DR тепловоза ЧМЭ-3, оборудованного при прохождении капитального ремонта, сталеалюминиевыми вкладышами подшипников коленчатого вала. Способ заключается в том, что назначают режимы обкатки - частоту вращения коленчатого вала и величину нагрузки. Выбирают параметр окончания приработки на каждом режиме обкатки. Запускают дизель и прогревают его на холостом ходу до установленных значений температур теплоносителей. Устанавливают первый режим обкатки. Контролируют величину параметра приработки и по достижении ею заданного значения осуществляют переход к следующему режиму обкатки. В качестве параметра приработки принимают промежутки времени, необходимые для стабилизации процесса износа в трибосистемах дизеля, полученные при опытной обкатке. Величину нагрузки на каждом режиме обкатки назначают из условий постоянства относительной части запаса мощности двигателя до его паспортной характеристики, реализуемой нагрузочным агрегатом в эксплуатации, а при номинальной частоте вращения коленчатого вала до номинальной мощности. При номинальной частоте вращения коленчатого вала, начиная с мощности равной 4/5 от номинальной, после каждого режима обкатки осуществляют полные сбросы нагрузки на дизель и выдержку без нагрузки в течение 2-5 мин. Технический результат заключается в улучшении процесса приработки, сокращении времени обкатки и уменьшении вероятности образования задира трибосопряжений дизеля. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 ил.
Формула изобретения
1. Способ обкатки дизеля дизель-генераторной установки тепловоза, заключающийся в том, что назначают режимы обкатки - частоту вращения коленчатого вала и величину нагрузки, выбирают параметр окончания приработки на каждом режиме обкатки, запускают дизель, прогревают его на холостом ходу до установленных значений температур теплоносителей, устанавливают первый режим обкатки, контролируют величину параметра приработки и по достижении ею заданного значения осуществляют переход к следующему режиму обкатки, при этом в качестве параметра приработки принимают промежутки времени, необходимые для стабилизации процесса износа в трибосистемах дизеля, полученные при опытной обкатке, причем величину нагрузки на каждом режиме обкатки назначают из условий постоянства относительной части запаса мощности двигателя до его паспортной характеристики, реализуемой нагрузочным агрегатом в эксплуатации, а при номинальной частоте вращения коленчатого вала до номинальной мощности, отличающийся тем, что при номинальной частоте вращения коленчатого вала, начиная с мощности, равной 4/5 номинальной, после каждого режима обкатки осуществляют полные сбросы нагрузки на дизель и выдержку без нагрузки в течение 2-5 мин.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что приращение нагрузки на каждом последующем режиме обкатки осуществляют с равным или убывающим размером ступеней.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к обкатке дизеля K6S310DR тепловоза ЧМЭ-3, оборудованного при прохождении капитального ремонта сталеалюминиевыми вкладышами подшипников коленчатого вала.
Известен способ приработки механизма, заключающийся в том, что при постепенном ступенчатом увеличении нагрузки с убывающей скоростью приработку осуществляют при поддержании постоянной эффективной величины реализуемой части нагрузочной способности материалов трущихся сопряжений механизма и введением кратковременных частичных разгрузок на заключительных ступенях приработки, что обуславливает проведение приработки с гарантированным запасом нагрузочной способности материалов до заедания. В этом случае условиям трения в прирабатывающихся сопряжениях свойственно однонаправленное изменение режима трения в сторону облегчения при возрастающем нагрузочном воздействии. При приработке в таких условиях на сопряженных поверхностях формируется диссипативный поверхностный слой, характеризуемый положительным градиентом механических свойств и особым напряженным состоянием поверхностей (см. SU, авт. св. № 1617171, F02В 79/00, 1990).
Недостатки известного способа состоят в том, что частичные разгрузки на заключительных ступенях приработки не предусматривают полного сброса нагрузки, переводящего трибосопряжения в режим статического трения. Кратковременные разгрузки осуществляются только на заключительных ступенях приработки, что не является достаточным.
Наиболее близким техническим решением является способ обкатки транспортного двигателя, в котором при проведении обкатки в тяжелонагруженных сопряжениях трения двигателя реализуются эффективные триботехнические процессы, обуславливающие формирование диссипативного слоя, характеризуемого особым напряженным состоянием, положительным градиентом сдвигового напряжения материалов по глубине. Это достигается при ступенчатом росте нагрузки с убывающим размером ступеней, когда каждое приращение тормозной мощности назначают таким образом, что поддерживается постоянная относительная часть запаса мощности до эксплуатационной характеристики, а на завершающих этапах обкатки - до номинальной мощности (см. SU, Патент № 1776348, G01М 15/00, 1992).
В известном способе при высокой степени нагружения, превышающей более чем на половину номинальную тормозную мощность, приработка не всегда успевает пройти, что иногда приводит к задирам. Например, во время обкатки дизеля K6S310DR тепловоза ЧМЭ-3 при нагрузке, близкой к номинальной, имеет место повышенный выход из строя поршней, связанный с образованием задиров.
Технический результат, который может быть получен от использования изобретения, заключается в улучшении процесса приработки, сокращении времени обкатки и уменьшении вероятности образования задира трибосопряжений дизеля.
Указанный технический результат достигается в способе обкатки дизеля дизель-генераторной установки тепловоза, заключающемся в том, что назначают режимы обкатки - частоту вращения коленчатого вала и величину нагрузки, выбирают параметр окончания приработки на каждом режиме обкатки, запускают дизель, прогревают его на холостом ходу до установленных значений температур теплоносителей, устанавливают первый режим обкатки, контролируют величину параметра приработки и по достижении ею заданного значения осуществляют переход к следующему режиму обкатки, при этом в качестве параметра приработки принимают промежутки времени, необходимые для стабилизации процесса износа в трибосистемах дизеля, полученные при опытной обкатке, причем величину нагрузки на каждом режиме обкатки назначают из условий постоянства относительной части запаса мощности двигателя до его паспортной характеристики, реализуемой нагрузочным агрегатом в эксплуатации, а при номинальной частоте вращения коленчатого вала, до номинальной мощности, причем при номинальной частоте вращения коленчатого вала, начиная с мощности, равной 4/5 от номинальной, после каждого режима обкатки осуществляют полные сбросы нагрузки на дизель и выдержку без нагрузки в течение 2-5 мин.
Приращение нагрузки на каждом последующем режиме обкатки осуществляют с равным или убывающим размером ступеней.
Введение кратковременных остановок дизеля позволяет осуществить жесткий кратковременный режим смешанной смазки, при котором ускоряется процесс приработки и создается мягкий поверхностный слой.
В таблице представлены режимы обкатки и регулировки дизель-генераторной установки, поддерживаемые в соответствии с предложенным способом обкатки дизеля дизель-генераторной установки тепловоза.
На чертеже представлен график изменения мощности на стенде в течение обкаточных испытаний, где по оси абсцисс время (час); по оси ординат нагрузка (кВт).
В заявленном способе обкатки дизеля кратковременные полные сбросы нагрузки вместо частичных разгрузок дизеля обеспечивают работу трибосопряжений в режиме статического трения, что улучшает процесс приработки на заключительных тяжелонагруженных ступенях обкатки, создавая при этом на поверхностях трения вторичные структуры, характеризуемые положительным градиентом сдвигового напряжения. Удается получить приработанные трибосистемы (подшипник-коленчатый вал, цилиндропоршневая группа) за меньший период времени обкатки, снижается расход топлива и масла.
Таблица | |||||||
№ п/ п | Положение рукоятки контроллера | Частота вращения коленчатого вала дизеля, об/мин | Мощность на стенде, кВт | Мощность на тепловозе, кВт | Ток, А | Напряжение В | Время обкатки, мин |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 0 | 340-355 | - | - | - | - | 60 |
Остановка для осмотра дизеля, промывки фильтра регулятора | |||||||
2 | 0 | 340-355 | - | - | - | - | 10 |
3 | 2 | 410-430 | 100 | 70-80 | 1000 | 100 | 10 |
4 | 4 | 450-470 | 200 | 170-180 | 1000 | 200 | 10 |
5 | 5 | 500-520 | 300 | 250-270 | 1000 | 300 | 10 |
6 | 5 | 500-520 | 350 | 300-320 | 1000 | 350 | 10 |
7 | 6 | 550-570 | 400 | 340-360 | 1140 | 350 | 15 |
8 | 6 | 550-570 | 450 | 390-410 | 1200 | 375 | 15 |
10 | 0-8/9* | 340-760 | - | - | - | - | 10 |
Остановка для осмотра дизеля, промывки фильтра грубой очистки масла, фильтра регулятора, замены технологических форсунок, проверки затяжки гаек крепления крышек цилиндра, проверка регулировки зазора в клапанах | |||||||
11 | 0 | 340-355 | - | - | - | - | 10 |
12 | 2 | 410-430 | 100 | 70-80 | 1000 | 100 | 10 |
13 | 4 | 450-470 | 200 | 170-180 | 1000 | 200 | 10 |
14 | 5 | 500-520 | 300 | 250-270 | 1000 | 300 | 10 |
15 | 5 | 500-520 | 350 | 300-320 | 1000 | 350 | 10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
16 | 6 | 550-570 | 400 | 340-360 | 1140 | 350 | 15 |
17 | 6 | 550-570 | 450 | 390-410 | 1200 | 375 | 15 |
Остановка для регулировки PZ; t°; осмотра дизеля | |||||||
18 | 0-2 | 340-390 | - | - | - | - | 5 |
19 | 2 | 410-430 | 100 | 70-80 | 1000 | 100 | 5 |
20 | 4 | 450-470 | 200 | 170-180 | 1000 | 200 | 5 |
21 | 5 | 500-520 | 300 | 250-270 | 1000 | 300 | 5 |
22 | 5 | 500-520 | 350 | 300-320 | 1000 | 350 | 5 |
23 | 6 | 550-570 | 400 | 340-360 | 1140 | 350 | 10 |
24 | 6 | 550-570 | 450 | 390-410 | 1200 | 375 | 10 |
25 | 550-570 | 500 | 440-470 | 1250 | 400 | 10 | |
26 | 7 | 650-670 | 550 | 490-510 | 1290 | 425 | 10 |
27 | 7 | 650-670 | 600 | 570-580 | 1410 | 425 | 15 |
28 | 8 | 740-760 | 650 | 590-610 | 1480 | 440 | 15 |
29 | 8 | 740-760 | 700 | 640-660 | 1590 | 440 | 20 |
30 | 8/9 | 740-760 | 750 | 740-760 | 1630 | 460 | 20 |
Остановка при необходимости для регулировки PZ; t° | |||||||
31 | 0-3 | 340-430 | - | - | - | - | 5 |
32 | 4 | 450-470 | 200 | 170-180 | 1000 | 200 | 5 |
33 | 6 | 550-570 | 400 | 340-360 | 1140 | 350 | 5 |
34 | 7 | 650-670 | 600 | 570-580 | 1410 | 425 | 5 |
35 | 8 | 740-760 | 700 | 640-660 | 1590 | 440 | 5 |
36 | 8/9 | 740-760 | 750 | 740-760 | 1630 | 460 | 5 |
37 | 8/9 | 740-760 | 0 | - | - | - | 5 |
38 | 8 | 740-760 | 800 | 740-760 | 1750 | 460 | 10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
39 | 8/9 | 740-760 | 0 | - | - | - | 0 |
40 | 8/9 | 740-760 | 850 | 740-760 | 1800 | 470 | 10 |
41 | 8/9 | 740-760 | 0 | - | - | - | 10 |
42 | 8/9 | 740-760 | 900 | 840-890 | 1800 | 500 | 15 |
43 | 8/9 | 740-760 | 0 | - | - | - | 5 |
44 | 8/9 | 740-760 | 935 | 840-890 | 1850 | 505 | 15 |
45 | 8/9 | 740-760 | 0 | - | - | - | 5 |
46 | 8/9 | 740-760 | 935 | 840-890 | 1850 | 505 | 15 |
47 | 0-8/9 | 340-760 | 0-935 | 0-890 | Медленное приращение | Медленное приращение | 10 |
9 часов | |||||||
* - Примечание: | |||||||
Рукоятка контроллера устанавливается в положение № 8 при использовании | |||||||
8-ми позиционного регулятора; | |||||||
Рукоятка контроллера устанавливается в положение № 9 при использовании | |||||||
9-ти позиционного регулятора |
Класс G01M15/04 испытания двигателей внутреннего сгорания, например диагностические испытания поршневых двигателей
Класс F02B79/00 Обкатка двигателей внутреннего сгорания