способ подачи сигналов об аварии подо льдом с помощью гидроакустического сигнализатора и устройство для его осуществления

Классы МПК:B63B22/00 Буи, бакены
G01S15/02 с использованием отражения акустических волн
B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки
B63C7/26 средства для указания местонахождения объектов под водой, например затонувших судов
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-10-31
публикация патента:

Изобретение относится к области поисковых и подводно-технических работ при наличии сплошного ледового покрова в районе нахождения аварийного подводного объекта, например, подводной лодки. Способ основан на передаче акустических сигналов в водной среде. Сигнализатор связывают с буем прочным тросиком, например, из кевлара, выстреливают изделие через торпедный аппарат или отдают стопором из корпуса носителя, при этом буй подвсплывает к ледовой поверхности, а сигнализатор, оказавшийся на нужном горизонте распространения звуковых волн, запускают кодовым сигналом на излучение. Устройство для подачи сигнала об аварии подо льдом по гидроакустическому каналу путем установки сигнализатора на заданной глубине включает плавучий буй. Буй оснащен синтетическим тросиком заданной длины, который закреплен на сигнализаторе для удержания его на глубине зоны подводного звукового канала, при этом буй всплыл и прижат к нижней кромке льда. Значительно облегчается проведение поисково-спасательной операции по обнаружению подводных судов в условиях Арктики за счет увеличения дальности прохождения сигнала аварийного сигнализатора. 2 н.п. ф-лы, 1 ил. способ подачи сигналов об аварии подо льдом с помощью гидроакустического   сигнализатора и устройство для его осуществления, патент № 2520985

способ подачи сигналов об аварии подо льдом с помощью гидроакустического   сигнализатора и устройство для его осуществления, патент № 2520985

Формула изобретения

1. Способ подачи сигналов об аварии подо льдом с помощью гидроакустического сигнализатора, основанный на передаче акустических сигналов в водной среде, отличающийся тем, что сигнализатор связывают с буем прочным тросиком, например, из кевлара, длину которого определяют расчетным путем, выстреливают изделие через торпедный аппарат или отдают стопором из корпуса носителя, при этом буй подвсплывает к ледовой поверхности, а сигнализатор, оказавшийся на нужном горизонте распространения звуковых волн, запускают кодовым сигналом на излучение.

2. Устройство для подачи сигнала об аварии подо льдом по гидроакустическому каналу путем установки сигнализатора на заданной глубине, отличающееся тем, что в конструкцию, наряду с акустическим сигнализатором, введен плавучий буй, при этом буй оснащен синтетическим тросиком заданной длины, который закреплен на сигнализаторе для удержания его на глубине зоны подводного звукового канала, при этом буй всплыл и прижат к нижней кромке льда.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области, связанной с осуществлением поисковых и подводно-технических работ при наличии сплошного ледового покрова в районе нахождения аварийного подводного объекта, например подводной лодки.

Усиливающийся интерес к освоению арктической зоны, а также продолжающиеся погружения подводно-технических средств, ПЛ и перспективных подводных танкеров диктуют настоятельную необходимость обеспечения быстрого обнаружения подводного средства в случае аварии подо льдом. Передача сообщения об аварии в эфир в случае значительной толщины льда невозможна. Кроме того, не исключена ситуация с обесточиванием подводного судна. Средством подачи сигналов для поисковых средств остаются бортовые аварийные сигнализаторы с автономными источниками питания.

Известны способы подачи сигналов для обозначения своего местонахождения собственными гидроакустическими станциями в активном режиме, которые могут приниматься поисковыми ПЛ, направленными в район предполагаемой аварии (Руководство по поиску РП ВМФ-2003. М., Воениздат, 2004 г.) Однако в случае пропадания электропитания на борту лодки этот способ отпадает. Подача сигналов ударами о металлические части внутри аварийного объекта для пеленгования их средствами поиска малоэффективна ввиду малой дистанции распространения звука.

Известна конструкция буя, оснащенная тепловой головкой с циркулирующим внутри жидким горячим рабочим телом для протаивания слоя льда и вывода антенны на поверхность с целью подачи аварийных сигналов. (пат. США № 5593332). Однако указанный способ обеспечения выхода антенны на поверхность и устройство в виде тепловой головки рассматриваемого аналога не вполне удобен, поскольку имеется шанс застревания буя внутри достаточно толстого слоя льда.

Известен способ подачи сигналов об аварии, потерпевшими катастрофу летательными аппаратами (Б.Д. Сахаров. Поиск затонувших объектов. М., изд. Спутник, 2005 г), подводными аппаратами и ПЛ путем излучения мощных звуковых посылок, создаваемых с помощью аварийных гидроакустических сигнализаторов типа МГС-29 или МГС-30, размещенных на корпусе носителя (Техническое описание и инструкция по эксплуатации прибора МГС-29. М., Воениздат, 1963 г.).

Данный способ и устройство приняты для вооружения существующих подводных аппаратов и ПЛ и принимаются за прототип. При этом надо отметить, что аварийная ПЛ или аппарат могут находиться как в приледненном положении относительно нижней части ледового поля, либо на грунте. С учетом непредсказуемого рельефа нижней части льдин и неблагоприятной картины распространения звуковых лучей подо льдом, эффективность акустических посылок сигнализатора, рассеиваемой неровностями льда, будет невелика. Район нахождения излучателя аварийного сигнализатора может оказаться вообще прижатым к нижней кромке льда

Задачей изобретения является улучшение условий распространения акустических посылок аварийных сигнализаторов при нештатных ситуациях на борту подводного судна (подводный аппарат, танкер, ПЛ), в условиях подледного плавания.

Это достигается тем, что аварийный сигнализатор отделяется от корпуса носителя и, в зависимости от пространственного положения ПЛ, (приледненная или на грунте) оказывается в зоне с более благоприятной акустической освещенностью.

Сущность заявляемого способа заключается в том, что что сигнализатор связывают с буем прочным тросиком (например, из кевлара), длину которого определяют расчетным путем, выстреливают изделие через торпедный аппарат(или отдают стопором из корпуса носителя), при этом буй подвсплывает к ледовой поверхности, а сигнализатор, оказавшийся на нужном горизонте распространения звуковых волн, запускают кодовым сигналом на излучение

Сущность заявляемого устройства заключается в том, что что в конструкцию, наряду с акустическим сигнализатором, введен плавучий буй, при этом буй оснащен синтетическим тросиком заданной длины, который закреплен на сигнализаторе для удержания его на глубине зоны подводного звукового канала-ПЗК, при этом буй всплыл и прижат к нижней кромке льда. Предлагаемое решение имеет существенные преимущества перед прототипом:

- простота конструкции;

- удобство постановки из торпедного аппарата или отдачи гидрозахватом с корпуса подводного аппарата;

- возможность постановки (вывешивания) источника аварийных сигналов в зоне лучшего прохождения звуковых сигналов;

- улучшение вероятности обнаружения сигнала гидроакустическими средствами поисковых сил.

Предложенный способ и устройство обладают новизной в части применения аварийным подводным судном подо льдом отстреливаемой автономной связки из самого сигнализатора с прикрепленным к нему буем на тросике заданной длины.

Для осуществления этого способа к аварийному сигнализатору 1. синтетическим тросиком 2. необходимой длины прикрепляют буй с положительной плавучестью 3. Комплект с взведенным на излучение сигнализатором укладывают в торпедный аппарат 4. и отстреливают. Имеющий положительную плавучесть буй всплывает к нижней кромке льда, а разматывающийся на тросике аварийный сигнализатор, излучая сигналы 5, оказывается на нужной глубине, выбранной специалистами для наилучшего прохождения сигналов.

Устройство для подачи аварийных сигналов на благоприятном для прохождения звуковых сигналов заглублении подо льдом может представлять из себя собственно сигнализатор, к которому на тросике присоединен всплывающий буй. А для варианта, если ПЛ находится на грунте, конструкция может представлять всплывающую конструкцию из буя и сигнализатора, высота подъема которой над корпусом лежащей лодки задана ходом лебедки из отсека подобно известному всплывающему спасательному устройству - ВСУ.

При постановке комплекта буй-сигнализатор специалисты предварительно определяют картину распространения звуковых волн в заданном районе и оценивают необходимую длину тросика для зависания прибора на нужной глубине под буем. Укомплектованная связка с взведенным сигнализатором выпускается из торпедного аппарата. Возможна постановка сразу нескольких сигнализаторов на различных заглублениях для гарантийного попадания в слой подводного звукового канала.

Предложенный способ и устройство постановки аварийного гидроакустического сигнализатора подо льдом существенно облегчит работу поисковых сил и средств по обнаружению поврежденных подводных судов и повысит эффективность поисковых работ в Арктике.

Класс B63B22/00 Буи, бакены

способ применения радиогидроакустических буев реактивных (варианты) -  патент 2525189 (10.08.2014)
система швартовки с отделенными якорными оттяжками и/или системой водоотделяющих колонн -  патент 2519456 (10.06.2014)
устройство для отсоединения швартовки (варианты) -  патент 2516960 (20.05.2014)
турель бурового судна -  патент 2508223 (27.02.2014)
способ отсоединения буя от судна и устройство для использования в этом способе -  патент 2508222 (27.02.2014)
способ и устройство доставки дрифтеров в зону исследований -  патент 2506193 (10.02.2014)
судно для бурения и добычи в ледовых водах -  патент 2499724 (27.11.2013)
разъединяемое швартовное устройство -  патент 2493041 (20.09.2013)
плавучая платформа, оснащенная турелью с опорами качения, расположенными вне воды -  патент 2492102 (10.09.2013)
плавучая платформа с турелью, оснащенной отсоединяемым буем для крепления соединительных труб, проходящих от дна к поверхности -  патент 2492101 (10.09.2013)

Класс G01S15/02 с использованием отражения акустических волн

аккустическое устройство определения дальности -  патент 2525472 (20.08.2014)
устройство оперативного освещения подводной обстановки в акваториях мирового океана -  патент 2522168 (10.07.2014)
цифровой комбинированный векторный приемник с синтезированными каналами -  патент 2509320 (10.03.2014)
способ определения глубин акватории гидролокатором бокового обзора и гидролокатор бокового обзора для его осуществления -  патент 2484499 (10.06.2013)
способ определения местоположения измеренных глубин звуковыми сигналами -  патент 2480790 (27.04.2013)
способ выделения сигнала шума источника из суммарного шума -  патент 2478976 (10.04.2013)
способ гидролокации с высоким разрешением и устройство для его реализации -  патент 2470324 (20.12.2012)
устройство гидроакустической визуализации подводного пространства в условиях ограниченной видимости -  патент 2457145 (27.07.2012)
способ параметрического приема волн различной физической природы в морской среде -  патент 2453930 (20.06.2012)
способ параметрического приема волн различной физической природы в морской среде -  патент 2452041 (27.05.2012)

Класс B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки

способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 6) -  патент 2529716 (27.09.2014)
способ реактивного движения грузового судна и повышения его маневренности в ограниченной водной зоне (вариант русской логики - версия 10) -  патент 2529712 (27.09.2014)
камера плавучести подводного аппарата -  патент 2529589 (27.09.2014)
всесезонное подводное судно "река-море" -  патент 2529047 (27.09.2014)
камера спасательная всплывающая -  патент 2528072 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 1) -  патент 2527885 (10.09.2014)
способ повышения маневренности подводной лодки (вариант русской логики - версия 7) -  патент 2527884 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 3) -  патент 2527651 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 9) -  патент 2527650 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 7) -  патент 2527649 (10.09.2014)

Класс B63C7/26 средства для указания местонахождения объектов под водой, например затонувших судов

Наверх