рельс транспортной системы юницкого и способ его изготовления
Классы МПК: | E01B25/00 Рельсовые пути для особых железных дорог E01B5/08 составные рельсы; составные рельсы с разборными или жестко закрепленными частями B61B3/02 с самодвижущимися транспортными средствами B61B5/00 Эстакадные железные дороги B61B13/04 монорельсовые |
Автор(ы): | Юницкий А.Э. |
Патентообладатель(и): | Юницкий Анатолий Эдуардович, Терёхин Дмитрий Владимирович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-12-13 публикация патента:
20.05.2003 |
Изобретение относится к транспортным системам с рельсовой путевой структурой, родственной дорогам подвесного и эстакадного типа. Сущность изобретения: рельс содержит полый корпус 1 трубчатой формы с накладной головкой 4, внутри которого расположен силовой орган 2 из предварительно напряженных силовых элементов в виде проволок, прутьев или канатов, заключенных в оболочку 3. Корпус выполнен в виде охватывающей силовой орган 2 спирали. Накладная головка 4 закреплена на витках спирали. Способ изготовления такого рельса заключается в том, что из силовых элементов формируют силовой орган 2 и используют его в качестве оправки при изготовлении корпуса рельса, при этом корпус 1 рельса изготавливают и одновременно размещают в нем силовой орган 2 путем укладки на поверхность силового органа рядовой обмотки из высокопрочной проволоки или ленты. Изобретение позволяет снизить себестоимость рельсов, их материалоемкость без ущерба для прочности и несущей способности рельса. 2 с. и 11 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Рельс транспортной системы, содержащий полый корпус трубчатой формы с накладной головкой, внутри которого расположен силовой орган из предварительно напряженных силовых элементов, преимущественно проволок и/или прутьев, отличающийся тем, что корпус выполнен в виде охватывающей силовой орган спирали, а накладная головка закреплена на витках спирали. 2. Рельс по п. 1, отличающийся тем, что корпус выполнен из проволоки круглого, или квадратного, или прямоугольного сечения. 3. Рельс по п. 1, отличающийся тем, что корпус выполнен из высокопрочной ленты. 4. Рельс по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что образующие силовой орган силовые элементы в корпусе рельса расположены одним пучком коллинеарно между собой и заключены в оболочку из упругодеформируемого материала. 5. Рельс по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что образующие силовой орган силовые элементы в корпусе рельса расположены несколькими пучками коллинеарно или в свивке между собой в каждом пучке или в некоторых из них, при этом пучки силовых элементов заключены в оболочки из упругодеформируемого материала, контактирующие между собой и с корпусом. 6. Рельс по п. 5, отличающийся тем, что пучки силовых элементов, расположенных коллинеарно, выполнены по поперечному сечению в форме полных или кольцевых секторов полости корпуса. 7. Рельс по любому из пп. 1-6, отличающийся тем, что коллинеарно расположенные силовые элементы, образующие силовой орган или его пучки, неподвижно связаны между собой. 8. Способ изготовления рельса транспортной системы, включающий раздельное изготовление трубчатого корпуса и накладной головки, изготовление силового органа путем формирования пакета заданного профиля из высокопрочных силовых элементов, размещение силового органа в полости корпуса и сочленение головки рельса с корпусом, отличающийся тем, что из силовых элементов формируют силовой орган и используют его в качестве оправки при изготовлении корпуса рельса, при этом корпус рельса изготавливают и одновременно размещают в нем силовой орган путем укладки на поверхность силового органа рядовой обмотки из высокопрочной проволоки или ленты. 9. Способ по п. 8, отличающийся тем, что укладку рядовой обмотки при изготовлении корпуса производят одновременно несколькими проволоками по многозаходной винтовой линии. 10. Способ по п. 8 или 9, отличающийся тем, что перед формированием из силовых элементов силового органа последние собирают в отдельные профилированные пучки для образования единого пакета силового органа. 11. Способ по любому из пп. 8-10, отличающийся тем, что перед образованием однопучкового пакета или пучков силовых элементов силового органа силовые элементы смачивают составом связующей смеси. 12. Способ по п. 11, отличающийся тем, что в качестве связующей смеси используют цементную смесь. 13. Способ по любому из пп. 8-12, отличающийся тем, что обмотку из высокопрочной проволоки или ленты укладывают с предварительным натяжением






где

1,5 - коэффициент, характеризующий натяжение укладываемой проволоки;

Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспорта, в частности, к транспортным системам с рельсовой путевой структурой, родственной дорогам подвесного и эстакадного типа. Оно может быть использовано при создании дорог, в том числе скоростных, для больших городов и междугородных сообщений, в том числе в условиях сильно пересеченной местности, гор, пустынь, а также при построении межцеховых транспортных структур рассредоточенных производственных предприятий или их объединений - как монорельсовых, так и многорельсовых. Известен рельс, содержащий явно выраженную пустотелую головку, связанную через шейку с подошвой (см. патент США 4520733, кл. В 61 В 3/02, 1985). Головка указанного рельса имеет трапециевидный профиль, предназначенный для движения колес с вогнутыми соответствующим образом ободьями. Рельс такой конструкции монтируется в нише швеллерной балки, подвешиваемой вместе с дистанционным приводом ременного типа к потолку цеха, и предназначен для перемещения грузов. Конструктивно рельс такой конфигурации близок к рельсам стандартного типа, и возможности его применения определяются видами его установки и крепления. Известен также рельс, выполненный в виде пары соединенных между собой вертикальной плитой труб, образующих гантелевидный профиль (см. патент США 5738016, кл. Е 01 В 25/10, 1998). Пара таких рельсов крепится па Т-образных опорах эстакады посредством вертикальных плит, соединяющих трубы, так, что поверхности двух верхних и двух нижних труб образуют (из четырех труб) одну колею для перемещения несущих и соответственно вспомогательных колес транспортного средства. Функционально рельс такого вида не превосходит возможностей пары рельсов стандартного типа, расположенных соответствующим образом, например, на полках двутавровой балки, однако в конструктивном отношении и технологически такой рельс является более сложным, а следовательно, и более дорогостоящим. Наиболее близким аналогом предлагаемого технического решения является рельс транспортной системы Юницкого и способ его изготовления (см. патент РФ 2080268, кл. В 61 В 5/02, 13/00, 1994). Рельс содержит полый корпус трубчатой формы с накладной головкой, внутри которого расположен силовой орган из предварительно напряженных силовых элементов, преимущественно проволок или прутьев. Рельс такой конструкции, предназначенный для создания скоростных магистралей, позволяет строить близкие к эстакадным транспортные системы, не требующие создания традиционной щебеночной подушки и шпал. Благодаря этому обеспечивается существенное снижение трудозатрат и материальных ресурсов. Однако для изготовления рельсов такой конструкции необходимы стационарные условия, а также комплектующие, стоимость которых при массовом производстве остается еще существенно высокой. К комплектующим такого рода относятся, прежде всего, стальные трубы, идущие на изготовление корпуса рельса. Их наличием в конструкции обусловлена и необходимость в стационарном оборудовании, в стационарных условиях для сборки рельсов. Способ изготовления рельса такой конструкции включает в себя раздельное изготовление трубчатого корпуса (из прокатного профиля) и накладной головки, а также изготовление силового органа путем формирования пакета заданного профиля из высокопрочных силовых элементов, преимущественно в виде цельнотянутых высокопрочных проволок, прутьев или стальных канатов, размещение силового органа в полости корпуса и сочление головки рельса с корпусом. Свойственные известному способу недостатки обусловлены конструктивными особенностями рельса-прототипа. В основу предлагаемого изобретения положена задача снижения себестоимости рельсов, их материалоемкости и стоимости монтажа, без ущерба для их прочности и несущей способности. Решение поставленной задачи обеспечивается всей совокупностью признаков как устройства, так и способа, в силу их взаимосвязи и взаимообусловленности. Решение поставленной задачи в рельсе транспортной системы Юницкого, содержащем полый корпус трубчатой формы с накладной головкой, внутри которого расположен силовой орган из предварительно напряженных силовых элементов, обеспечивается тем, что корпус рельса выполнен в виде охватывающей силовой орган спирали, а накладная головка закреплена на витках спирали. Решение задачи обеспечивается при выполнении корпуса из проволоки круглого или квадратного, или прямоугольного сечения, а также и при выполнении его из высокопрочной ленты. Витки такой ленты могут быть расположены на силовом органе вплотную друг к другу или внахлест. Достигается решение за счет меньшей стоимости комплектующих и меньшей материалоемкости такого корпуса по сравнению с прототипом. Таким выполнением корпуса рельса прочность рельса не снижается, так как основной вклад здесь принадлежит силовому органу. Кроме этого, появляется возможность сборки рельса в полевых условиях при использовании оборудования, доставляемого непосредственно к месту монтажа транспортной магистрали. При этом комплектующие материалы (проволока, прутья или лента) могут доставляться к месту монтажа транспортной магистрали в компактном виде - в виде рулонов, что способствует также и снижению транспортных расходов. Решение задачи обеспечивается также тем, что образующие силовой орган силовые элементы в корпусе рельса расположены одним пучком, коллинеарно между собой, и заключены в оболочку из упругодеформируемого материала, а также и в том случае, когда образующие силовой орган силовые элементы расположены в корпусе рельса несколькими пучками, коллинеарно или в свивке между собой в каждом пучке или в некоторых из них, а сами пучки силовых элементов заключены в оболочки из упругодеформируемого материала, контактирующие между собой. В этом случае снижение себестоимости без ущерба для прочности и несущей способности рельса достигается за счет меньшей стоимости комплектующих, в частности проволоки и/или прутьев, идущих на изготовление силового органа, а также при коллинеарной укладке силовых элементов - за счет увеличения коэффициента заполнения поперечного сечения полости корпуса. Тем самым обеспечивается и компенсация частичной потери устойчивости корпуса на сдвиг, а также сохранение несущей способности рельса в процессе эксплуатации. Решение поставленной задачи обеспечивается также тем, что пучки силовых элементов, расположенных коллинеарно, выполнены по поперечному сечению в форме полных или кольцевых секторов окружности полости корпуса рельса. Таким выполнением силового органа обеспечивается максимальный коэффициент заполнения сечения полости корпуса рельса силовыми элементами, что способствует повышению прочности и несущей способности рельса при снижении материалоемкости конструкции. Решение задачи дополнительно обеспечивается и тем, что силовые элементы, образующие однопучковый силовой орган или его пучки, неподвижно связаны между собой. Благодаря этому силовые элементы, стянутые спиральным корпусом в плотный пакет, обретают свойства монолитной балки, т.е. каждый элементарный отрезок силового органа при рабочем нагружении работает, как монолитная балка, хотя рельсовая плеть при этом сохраняет гибкость. Это способствует улучшению прочностных свойств рельса и его несущей способности при пониженной материалоемкости. В способе изготовления рельса транспортной системы Юницкого, включающем раздельное изготовление трубчатого корпуса и накладной головки, изготовление силового органа путем формирования пакета заданного профиля из высокопрочных силовых элементов, размещение силового органа в полости корпуса и сочление головки рельса с корпусом, решение поставленной задачи обеспечивается тем, что из силовых элементов формируют силовой орган и используют его в качестве оправки при изготовлении корпуса рельса, при этом корпус рельса изготавливают и одновременно размещают в нем силовой орган путем укладки на поверхность силового органа рядовой обмотки из высокопрочной проволоки или ленты. Решение задачи обеспечивается и тем, что укладку рядовой обмотки при изготовлении корпуса производят одновременно несколькими проволоками по многозаходной винтовой линии. Решение задачи обеспечивается и тем, что перед формированием силового органа из силовых элементов последние собирают в отдельные пучки сопрягаемых между собой профилей для последующего образования единого пакета силового органа. Решение поставленной задачи обеспечивается и тем, что перед образованием однопучкового пакета или отдельных пучков силовых элементов силового органа силовые элементы смачивают составом связующей смеси, а также тем, что в качестве такой смеси используют цементную смесь. Решение поставленной задачи обеспечивается и тем, что обмотку из высокопрочной проволоки или ленты на силовой орган укладывают с предварительным натяжением






где

1,5 - коэффициент, характеризующий натяжение укладываемой проволоки;

Класс E01B25/00 Рельсовые пути для особых железных дорог
Класс E01B5/08 составные рельсы; составные рельсы с разборными или жестко закрепленными частями
Класс B61B3/02 с самодвижущимися транспортными средствами
Класс B61B5/00 Эстакадные железные дороги