коляска, преобразуемая для движения по снегу
Классы МПК: | B62B9/04 с полозьями, например саночными B62B13/18 транспортные средства с попеременно-используемыми полозьями и колесами B62B19/02 прикрепляемые к колесам |
Автор(ы): | Янулевич Э.М. (RU), Янулевич С.Э. (RU), Дьяконов М.Ю. (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-04-04 публикация патента:
20.08.2004 |
Изобретение относится к классу безрельсовых наземных транспортных средств и, в частности, к устройствам колясок, включая детские коляски и сумки-коляски, оборудованные для перемещения по грунту и снегу. Коляска содержит ходовую часть с колесами и рукоятку управления рычагами с укрепленными на них полозьями. На втулках колес закреплены несущие грузовые стойки и П-образные стойки жесткости, соединяющие втулки колес, оснащенные проушинами, связанными посредством шарниров с рычагами. На концах рычагов жестко закреплены полозья с возможностью их разворота в плоскости, перпендикулярной продольной оси коляски. При этом задняя ось коляски снабжена механизмом установки и фиксации полозьев, состоящим из распорок, одни концы которых соединены с упомянутыми рычагами, а другие концы шарнирно соединены с нижним концом рукоятки управления, установленной с возможностью продольного перемещения во втулке-фиксаторе, жестко закрепленной на поперечине П-образной стойки жесткости задних колес. Техническим результатом данного изобретения является улучшение эксплуатационно-функциональных характеристик коляски, приспособленной для движения по грунту и снегу. 1 з. п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Коляска, преобразуемая для движения по снегу, содержащая ходовую часть с колесами и рукоятку управления рычагами с укрепленными на них полозьями, отличающаяся тем, что на втулках колес закреплены несущие грузовые стойки и П-образные стойки жесткости, соединяющие втулки колес, оснащенные проушинами, связанными посредством шарниров с рычагами, на концах которых жестко закреплены полозья с возможностью их разворота в плоскости, перпендикулярной продольной оси коляски, при этом задняя ось коляски снабжена механизмом установки и фиксации полозьев, состоящим из распорок, одни концы которых соединены с упомянутыми рычагами, а другие концы шарнирно соединены с нижним концом рукоятки управления, установленной с возможностью продольного перемещения во втулке-фиксаторе, жестко закрепленной на поперечине П-образной стойки жесткости задних колес.2. Коляска, преобразуемая для движения по снегу по п.1, отличающаяся тем, что рукоятка управления выполнена трубчатой и в верхней торцевой части снабжена шаровой головкой и подпружиненными кулачками, закрепленными в верхней и нижней частях рукоятки управления с возможностью их фиксации в сквозных пазах втулки-фиксатора, а между торцом втулки-фиксатора и шаровой головкой расположена отжимающая их пластинчатая пружина.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к классу безрельсовых наземных транспортных средств и, в частности, к устройствам колясок, включая детские коляски и сумки-коляски, оборудованные для перемещения по грунту и снегу.Основная масса подобных колясок снабжена колесными шасси для передвижения по грунту. В то же время для эксплуатации их зимой целесообразно оснастить коляски полозьями для движения по снегу и льду.Известна преобразуемая для движения по снегу детская коляска, содержащая двухосное колесное шасси и полозья. Их передние концы связаны с рамой шасси шарнирно с возможностью демонтажа. Причем оси шарниров параллельны осям колес, а на задних концах полозьев установлены стойки с пазами для фиксации осей колес (патент США №2476241, ил. 280-11, 1949 г).Недостатком этого устройства является то, что в зимнее время в городских условиях на очищенных от снега дорогах приходится везти коляску то по снегу и льду, то по асфальту или посыпанной песком поверхности. В этих условиях съемные полозья в процессе движения приходится часто демонтировать и опять устанавливать, что затрудняет применение этого известного технического решения.Известна конструкция лыжно-колесной коляски (прототип, патент РФ 2092358, В 62 В 13/18, 1997 г.). Прототип - лыжно-колесная коляска содержит раму с рукояткой и ходовую часть, включающую колеса и полозья. На раме коляски с возможностью поворота в продольных вертикальных плоскостях и фиксации в требуемых положениях закреплены Z-образные рычаги, управляемые рукояткой, к свободным концам рычагов прикреплены Т-образные крестовины. На одних концах поперечин установлены колеса, на других - полозья. При этом крестовины связаны с соответствующими концами рычагов с возможностью вращения вокруг стоек крестовин.Недостатком этой конструкции коляски является ее достаточная сложность из-за наличия Z-образных рычагов, Т-образных крестовин, на которых “подвешены” и колеса и лыжи, что в целом еще и утяжеляет вес всей коляски.Целью предложения является улучшение эксплуатационно-функциональных характеристик коляски, приспособленной для движения по грунту и снегу.Указанная цель достигается тем, что коляска снабжается рукояткой управления и двумя полозьями, шарнирно связанными между собой. При этом оси поворота полозьев и направление движения рукоятки управления перпендикулярны осям колес.Устройство преобразуемой для движения по снегу коляски представлено на фиг.1-6.На фиг.1 представлен вид устройства с опущенными полозьями; на фиг.2 - устройство с поднятыми полозьями; на фиг.3 показан вид на устройство сбоку; на фиг.4 - ручка управления установкой полозьев в разрезе; на фиг.5 - общий вид детской коляски; на фиг.6 - общий вид грузовой коляски.В состав устройства входит двухосное шасси (для детской, например, коляски) или одноосное шасси (например, для коляски-сумки).На оси 1 коляски (фиг.1) установлены колеса 2, например для детской коляски на двух осях - 2 пары колес, на выступающих внутри втулках 3 которых закреплены несущие грузовые стойки 4 и стойки жесткости 5. Втулки 3 как передних, так и задних колес оснащены проушинами 6, в которых установлены оси 7, проходящие через отверстия в рычагах 8, к концам которых жестко закреплены, например, швеллера с сечением Г-образной формы.Задняя ось коляски снабжена механизмом установки полозьев и фиксации их. Для этого в каждом из двух рычагов 8 для одновременного управления ими между осями 7 и полозьями 9 установлены оси 10, проходящие через отверстия на концах распорок 11, другие концы которых шарнирно соединены с трубчатой рукояткой управления 12, механически связанной с возможностью продольного перемещения с втулкой-фиксатором 13, снабженной подпружинными кулачками 14 и 15 и жестко закрепленной на поперечене П-образной стойки жесткости задних колес.В верхней и нижней частях рукоятки управления 12 закреплены в ее внутренней полости, например, посредством точечной сварки, два подпружиненных кулачка 14 и 15, установленных в сквозных прорезях во втулке-фиксаторе 13. Между шаровой головкой 16 рукоятки управления 12 и торцом втулки 13 установлена пластинчатая пружина 17, охватывающая рукоятку 12 и отжимающая головку 16 от втулки 13 (фиг.4). Эта пружина выполнена со сквозными отверстиями, сквозь которые может поступательно двигаться рукоятка 12, сжимая пружину при установке полозьев под колеса (фиг.1) и отпуская ее при установке коляски на колеса (фиг.2).Устройство работает следующим образом.При нажатии на шаровую головку 16 рукоятки управления 12 и утапливании нижнего кулачка 15 в пазу втулки-фиксатора 13 происходит перемещение вниз рукоятки управления 12, при котором распорки 11 расходятся в стороны, заставляя поворачиваться рычаги 8 с полозьями 9 вокруг оси 7. При этом скошенные горизонтальные кромки полозьев заходят изнутри под все колеса коляски. При дальнейшем надавливании на головку 16 происходит сжатие пластинчатой пружины 17, а верхний фиксирующий кулачок 14 проходит в паз втулки-фиксатора и происходит фиксация устройства в положении “опущенные полозья” (фиг.1).Для подъема полозьев необходимо нажать на верхний кулачок 14 (фиг.1) рукоятки управления 12, утопив его в пазу втулки 13, и потянуть рукоятку управления вверх. Под действием прилагаемого усилия руки и силы сжатой пружины 17 происходит перемещение рукоятки управления 12 вверх, при котором распорки 11 заставляют рычаги 8 с полозьями разворачиваться вокруг осей 7. В верхнем положении рукоятки, когда полозья поджимаются к осям 1 коляски, происходит фиксирование устройства посредством нижнего кулачка 15, выходящего через паз во втулке-фиксаторе.Предлагаемая конструкция устройства успешно прошла испытания на детских колясках и течение зимнего периода 2000 года. (фиг.5). Кроме того, подобная конструкция может быть использована и на колясках (тележках) для перемещения сумок с грузами. В этом случае крепление передних стоек для полозьев производится, как описано ранее, а вторая пара стоек крепится на втулках, устанавливаемых на раме поддержки груза (фиг.6).Основные детали устройства преобразования рассматриваемой коляски могут быть изготовлены из трубок на основе алюминиевых сплавов, а полозья из Г-образного проката. Как показала практика, изготовление этих деталей технически не сложно, а общий вес устройства не превышает 2,5-3 кг. Стоимость этого устройства не превышает 1-2% общей стоимости коляски.Таким образом, эффективность устройства преобразования в целом обусловлена его простотой и надежностью, а также снижением затрат труда, энергоресурсов и времени на его изготовление.Класс B62B9/04 с полозьями, например саночными
универсальные полозья для четырехколесных детских колясок - патент 2405703 (10.12.2010) | |
транспортное устройство шишкова - патент 2104200 (10.02.1998) | |
тележка - патент 2096224 (20.11.1997) | |
лыжно-колесная коляска - патент 2092358 (10.10.1997) | |
транспортное устройство шишкова - патент 2034731 (10.05.1995) | |
коляска - патент 2016561 (30.07.1994) |
Класс B62B13/18 транспортные средства с попеременно-используемыми полозьями и колесами
Класс B62B19/02 прикрепляемые к колесам