шахтная монорельсовая дорога
Классы МПК: | E21F13/02 в горизонтальных выработках B61B13/04 монорельсовые B61B3/02 с самодвижущимися транспортными средствами |
Автор(ы): | Тарасов Юрий Дмитриевич (RU), Габов Виктор Васильевич (RU), Николаев Александр Константинович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-02-14 публикация патента:
10.07.2006 |
Изобретение относится к шахтному транспорту периодического действия, а именно к шахтным монорельсовым дорогам для перевозки грузов и людей. Шахтная монорельсовая дорога содержит горную выработку, металлическую арочную податливую крепь, на которой закреплен монорельс двутаврового поперечного сечения с возможностью передвижения по нему колесного подвижного состава. Между крепями с шагом, превышающим шаг расстановки крепей, по длине монорельса размещены горизонтально ориентированные плиты, которые снизу жестко соединены с верхней полкой монорельса, а сверху - с П-образным башмаком. Каждая плита с упомянутым башмаком анкерами прижата к кровле выработки, а между ней и башмаком размещена вставка из податливого материала. В результате обеспечивается устройчивость крепи за счет исключения реактивных сил, возникающих в монорельсе при движении подвижного состава в разных режимах. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
1. Шахтная монорельсовая дорога, содержащая горную выработку, металлическую арочную податливую крепь, на которой закреплен монорельс двутаврового поперечного сечения с возможностью передвижения по нему колесного подвижного состава, отличающаяся тем, что между крепями с шагом, превышающим шаг расстановки крепей, по длине монорельса размещены горизонтально ориентированные плиты, которые снизу жестко соединены с верхней полкой монорельса, а сверху - с П-образным башмаком, причем каждая плита с упомянутым башмаком анкерами прижата к кровле выработки, а между ней и башмаком размещена вставка из податливого материала.
2. Дорога по п.1, отличающаяся тем, что монорельс жестко соединен с крепью.
3. Дорога по п.1, отличающаяся тем, что монорельс с крепью соединен с помощью хомута с возможностью смещения относительно него.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к шахтному транспорту периодического действия, а именно к шахтным монорельсовым дорогам для перевозки грузов и людей.
Известна шахтная монорельсовая дорога, содержащая горную выработку, металлическую арочную податливую крепь, на которой закреплен монорельс двутаврового поперечного сечения с возможностью передвижения по нему колесного подвижного состава (Дубровский Е.М. Монорельсовые дороги для угольных шахт. Обзор, М., 1960, с.5, рис.2).
Однако недостатком известной шахтной монорельсовой дороги является нарушение устойчивости крепи под действием реактивных статических и динамических сил, приложенных к монорельсу при взаимодействии с ним колес подвижного состава как при установившемся, так и особенно при неустановившемся режиме движения подвижного состава - при его разгоне, плановом и экстренном торможении. Указанные силы создают знакопеременные опрокидывающие моменты значительной величины, воспринимаемые крепью, в результате чего она смещается относительно кровли выработки. При этом может происходить разрушение и обрушение кровли выработки и нарушение связей металлической податливой крепи с кровлей выработки.
Техническим результатом изобретения является обеспечение устойчивости крепи за счет исключения реактивных сил, возникающих в монорельсе при движении подвижного состава в разных режимах.
Технический результат достигается за счет того, что в шахтной монорельсовой дороге, содержащей горную выработку, металлическую арочную податливую крепь, на которой закреплен монорельс двутаврового поперечного сечения с возможностью передвижения по нему колесного подвижного состава, согласно изобретению между крепью с шагом, превышающим шаг расстановки крепи, по длине монорельса размещены горизонтально ориентированные плиты, которые снизу жестко соединены с верхней полкой монорельса, а сверху - с П-образным башмаком, причем каждая плита с упомянутым башмаком анкерами прижата к кровле выработки, а между ней и башмаком размещена вставка из податливого материала. Монорельс может быть жестко соединен с крепью. Монорельс с крепью может быть соединен с помощью хомута с возможностью смещения относительно него.
Шахтная монорельсовая дорога представлена на фиг.1 - продольный разрез по горной выработке, на фиг.2 - разрез А-А по фиг.1, на фиг.3 - вид Б по фиг.2, на фиг.4 - вид В по фиг.3.
Шахтная монорельсовая дорога содержит горную выработку 1, закрепленную металлической податливой крепью 2, с которой соединен монорельс 3 с возможностью передвижения по нему подвижного состава (не показан). Монорельс 3 с крепью 2 связан соединительным элементом 4. Соединительный элемент 4 может быть жестко связан с монорельсом 3 и крепью 2. Соединительный элемент 4 может быть выполнен в виде хомута (фиг.3, 4) с возможностью продольного смещения относительно него монорельса 3. Между крепью 2 и с шагом, превышающим шаг расстановки крепи 2, по длине монорельса 3 размещены горизонтально ориентированные плиты 5, которые снизу жестко соединены (например, сваркой) с верхней полкой монорельса 3, а сверху - с П-образным башмаком 6. При этом каждая плита 5 вместе с П-образным башмаком 6 анкерами 7 с гайками 8 прижата к кровле 9 горной выработки 1. Анкеры 7 размещены в шпурах 10, а между башмаками 6 и кровлей 9 горной выработки 1 размещена вставка 11 из податливого материала (резины, дерева).
Шахтная монорельсовая дорога действует следующим образом. При движении подвижного состава по монорельсу 3 при установившемся и неустановившемся режимах в процессе взаимодействия колес локомотива с монорельсом 3 в нем возникают продольные статические и динамические реактивные силы, которые могут достигать больших значений при разгоне, штатном и экстренном торможении подвижного состава. Благодаря жесткой связи монорельса 3 плитами 5 указанные выше силы, независимо от направления подвижного состава, через башмаки 6 и вставки 11 воспринимаются кровлей 9 горной выработки 1 за счет прижатия к ней элементов 5, 6, 11 анкерами 7. Необходимое усилие прижатия вставок 11 к кровле 9 горной выработки 1 и сила трения по плоскости контакта обеспечиваются гайками 8. При этом при новом строительстве монорельс 3 с крепью 2 связан хомутами 4, воспринимающими только вертикальные нагрузки от веса подвижного состава. Горизонтальные нагрузки на крепь 2 практически не передаются, т.к. воспринимаются анкерами 7. При реконструкции действующей шахтной монорельсовой дороги, когда монорельс 3 уже закреплен на крепи 2, исключается нагружение крепи 2 опрокидывающими моментами. В обоих случаях предлагаемое техническое решение обеспечивает устойчивость крепи 2 и увеличение срока ее службы, при этом не происходит также разрушение и обрушение кровли 9 горной выработки 1.
Отличительные признаки изобретения обеспечивают устойчивость крепи за счет исключения реактивных сил, возникающих в монорельсе при движении подвижного состава в разных режимах, что позволяет увеличить срок службы крепи, исключить разрушение и обрушение кровли горной выработки.
Класс E21F13/02 в горизонтальных выработках
Класс B61B3/02 с самодвижущимися транспортными средствами