моторно-редукторное масло
Классы МПК: | C10M169/04 смеси основ и добавок C10M101/02 нефтяные фракции C10M107/02 углеводородные полимеры; углеводородные полимеры, модифицированные окислением C10M145/14 акрилаты; метакрилаты C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца |
Автор(ы): | Меджибовский Александр Самойлович (RU), Мещерин Евгений Михайлович (RU), Цветков Олег Николаевич (RU), Герасимов Владимир Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие КВАЛИТЕТ" (ООО "НПП КВАЛИТЕТ") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-03-22 публикация патента:
27.01.2012 |
Использование: в теплонапряженных газотурбинных (турбовинтовых) двигателях и высоконагруженных редукторах самолетов и вертолетов. Сущность: масло содержит в мас.%: загущающая присадка марки Viscoplex 7-610 - 12,00-14,50, антиокислительная присадка Неозон А - 0,30-0,35, противоизносная присадка трикрезилфосфат - 0,35 - 0,50, краситель темно-красный марки «Ж» - 0,01. В качестве базовой основы масло содержит смесь нафтенового масла и полиальфаолефиного масла в весовом соотношении 4:1. Технический результат - расширение сырьевой базы с использованием доступного сырья. 3 табл.
Формула изобретения
Моторно-редукторное масло, содержащее в базовой основе загущающую - Viscoplex, антиокислительную - Неозон А, противоизносную - трикрезилфосфат присадки и краситель жирорастворимый темно-красный марки «Ж», отличающееся тем, что в качестве базовой основы оно содержит смесь нафтенового масла и полиальфаолефиного масла в весовом соотношении 4:1 соответственно при следующем соотношении компонентов, мас.%:
загущающая присадка Viscoplex 7-610 | 12,00-14,50 |
антиокислительная присадка Неозон А | 0,30-0,35 |
трикрезилфосфат | 0,35-0,50 |
краситель темно-красный марки «Ж» | 0,01 |
базовая основа | до 100 |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтехимии и авиационной технике, конкретно к моторно-редукторному маслу, предназначенному для работы в теплонапряженных газотурбинных (турбовинтовых) двигателях и высоконагруженных редукторах самолетов и вертолетов.
Известно использование для турбовинтовых двигателей авиационной техники масла МН-7,5 на основе минерального масла, содержащего загущающую, антиокислительную, противоизносную, противозадирную и другие присадки («Горюче-смазочные материалы для авиационных двигателей», изд. «Мастер Лайн», Казань, 2002 г., с.301-302).
Однако масла на минеральной основе не обеспечивают необходимые для применения в авиационной технике вязкостно-температурные характеристики -кинематическую вязкость 5-8 мм2/с при 100°С и не более 9000 мм2 /с при минус 40°С, температуру застывания - не выше минус 55°С, термоокислительную стабильность - 200°С, механическую стабильность (деструкция при озвучивании) - не более 5% и испаряемость при 175°С - не выше 5%.
Известно синтетическое масло Б-ЗВ на основе сложных эфиров пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции С5-С9, которое содержит антиокислительную присадку - параоксидифениламин и противозадирную - 2-меркаптобензтриазол («Горючесмазочные материалы для авиационных двигателей», изд. «Мастер Лайн», Казань, 2002 г., с.301-302).
Масло Б-3В имеет высокую смазывающую способность, однако оно не удовлетворяет требованиям к показателю термоокислительной стабильности при 200°С и уровню вязкости при температуре минус 40°С, а кроме того, оказывает заметное коррозионное воздействие на цветные металлы.
В гидравлических системах отечественных самолетов и вертолетов в качестве рабочей жидкости в настоящее время широко применяется гидравлическое масло АМГ-10 (ГОСТ 6794) производства ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», ОАО «Роснефть-МОПЗ «Нефтепродукт», ЗАО «АвиаТехМас», ОАО «Московский нефтемаслозавод» на основе глубокодеароматизированной низкозастывающей фракции, получаемой из продуктов гидрокрекинга смеси парафинистых нефтей и состоящей из нафтеновых и изопарафиновых углеводородов. Состав данного масла содержит загущающую и антиокислительную присадки и работает в диапазоне рабочих температур от минус 60 до +125°С.
К недостаткам масла АМГ-10 следует отнести низкую температуру вспышки и уменьшение вязкости при эксплуатации в гидравлических системах (до 42%) вследствие механической и химической деструкции молекул вязкостной полимерной присадки, что существенно сокращает ресурс работы масла и снижает надежность работы гидроагрегатов.
Наиболее близким по технической сущности - прототипом настоящего изобретения является гидравлическое масло АМГ-10 (ГОСТ 6794) производства ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», ОАО «Роснефть-МОПЗ «Нефтепродукт», ЗАО «АвиаТехМас», ОАО «Московский нефтемаслозавод», содержащее в составе базового масла в мас.% присадку Винипол марки ВБ-2 или ВБ-3 в количестве 6-9 мас.%, присадку НЕОЗОН А 0,30-0,35 мас.%, трикрезилфосфат 0,4-0,5 мас.%, краситель жирорастворимый темно-красный марки «Ж» 0,01 мас.%.
Техническим результатом данного изобретения является расширение сырьевой базы для производства моторно-редукторного масла с использованием доступного сырья для его производства с сохранением свойств, соответствующих ГОСТ 6794.
Для достижения заявленного технического результата предлагается моторно-редукторное масло, содержащее в базовой основе загущающую - Viscoplex, антиокислительную - Неозон А, противоизносную - трикрезилфосфат присадки и краситель жирорастворимый темно-красный марки «Ж», отличающееся тем, что в качестве базовой основы оно содержит смесь нафтенового масла и полиальфаолефиного масла в количественном соотношении 4:1 соответственно при следующем соотношении компонентов, мас.%:
загущающая присадка Viscoplex 7-610 | 12,00-14,50 |
антиокислительная присадка Неозон А | 0,30-0.35 |
трикрезилфосфат | 0,35-0,50 |
краситель | 0,01 |
базовая основа | до 100 |
Отличиями заявляемого изобретения являются использование в качестве базового масла смеси нафтенового масла и полиальфаолефиного масел, взятых в соотношении 4:1, а также вовлечение в состав масла загущающей присадки на основе полиалкилметакрилата Viscoplex 7-610 в количестве, обеспечивающем вязкость масла 10-11,5 мм2/с при 50°С.
Указанные отличия позволяют использовать доступные на рынке сырьевые компоненты, устраняя зависимость производства от нестабильности поставок сырьевых компонентов отечественными производителями ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», ОАО «Роснефть-МОПЗ «Нефтепродукт», ЗАО «АвиаТехМас», ОАО «Московский нефтемаслозавод». Получить масло, соответствующее тестированным требованиям, предъявляемым к моторно-редукторным маслам для авиационной техники. Количественное содержание в составе базового масла присадки Viscoplex 7-610, представляющей собой высокоочищенный, механически и термически стойкий загуститель, обеспечивает не только требуемую вязкость масла, но одновременно повышает эффективность содержащейся в композиции противоизносной присадки - трикрезилфосфата.
Приготовление заявляемого состава осуществляется в мешалке вместимостью 25 м3 , снабженной рубашкой для подогрева и перемешивающим устройством, с частотой вращения 100 мин-1. Для приготовления основы нафтеновое масло марки Nynas Base Stock-NS3 насосом из емкости хранения закачивается в стальные бочки и через весы подается в расчетном количестве насосом в мешалку. Затем полиальфаолефиное масло марки NEXBASE 2002 в количестве 1 вес.ч на 4 вес.ч масла марки Nynas Base Stock-NS3 также насосом из бочек через весы закачивается в ту же мешалку. Смесь масел в мешалке нагревается теплоносителем до температуры 70-80°С и перемешивается в течение 2-х часов. Последовательность операций технологического процесса и их параметры приведены в табл.1.
Полученная основа моторно-редукторного масла анализируется на соответствие требованиям, определенным СТО-002-2008 (табл.2).
Сравнительные свойства прототипа и заявляемого состава моторно-редукторного масла, приведенные в табл.3, показывают, что при различии состава базовой основы и введенной загущающей присадки Viscoplex 7-610 в соответствующем количественном отношении к базовой основе масло имеет хорошие эксплуатационные свойства, установленные для моторно-редукторных масел, применяемых в авиации.
Таблица 1 | ||
Последовательность операций технологического процесса и их параметры | ||
№ п/п | Наименование операций | Параметры |
1 | Приготовление основы - смешение масел марки Nynas Base Stock-NS3 и марки NEXBASE 2002 BULK | 1. Температура 70-80°С |
2. Давление атмосферное | ||
3. Перемешивание в течение 2 ч | ||
2 | Загрузка присадки Viscoplex 7-610 в основу масла | 1. Температура 70-80°С |
2. Давление атмосферное | ||
3 | Перемешивание основы масла с присадкой Viscoplex 7-610 | 1. Температура 70-80°С |
2. Давление атмосферное | ||
3. Перемешивание в течение 2 ч | ||
4 | Дополнительная дозировка одного из компонентов (при необходимости) | 1. Температура 70-80°С |
2. Давление атмосферное | ||
3. Перемешивание в течение 2 ч | ||
5 | Загрузка присадок | 1. Температура 70-80°С |
2. Давление атмосферное | ||
6 | Компаундирование основы масла АМГ-10 с присадками | 1. Температура 70-80°С |
2. Давление атмосферное | ||
3. Перемешивание в течение 9 ч | ||
7 | Осушка масла АМГ-10 (при необходимости) | 1. Температура не менее 80°С перемешивание |
2. Давление атмосферное | ||
3. Подача азота 5 м3/ч | ||
4. Время барботажа азота - до 3 ч | ||
8 | Фильтрация масла АМГ-10 | 1. Температура 70-80°С перемешивание |
2. Давление - не более 2 атм. | ||
3. Тонкость фильтрации - не более 5 мкм |
Таблица 2 | ||||
Свойства базовой основы моторно-редукторного масла по СТО-002-2008 | ||||
№ пп | Наименование показателя | Прототип | Заявляемый состав | Метод испытаний |
1 | Вязкость кинематическая, мм2/c: | |||
- при 50°С, не менее 2,2 | 2,27 | 2,61 | ГОСТ 33 | |
- при минус 50°С, не более 300 | 189,5 | 268,5 | ГОСТ 33 с дополнениями по п.3.3 ГОСТ 6794 | |
2 | Плотность при 20°С, г/см3, не более 0,850 | 0,850 | 0,842 | ГОСТ 3900 |
3 | Температура застывания, не выше минус 70°С | минус 70°С | минус 72°С | ГОСТ 20287 |
4 | Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, не ниже 93°С | 101°C | 95°С | ГОСТ 4333 |
5 | Содержание воды, в % массы, отсутствие | отсутствие | отсутствие | ГОСТ 2477 |
6 | Кислотное число, кг KOH/г, не более 0.03 | 0,001 | 0,001 | ГОСТ 5985 |
Таблица 3 | |||||
Основные показатели моторно-редукторного масла | |||||
№ пп | Наименование показателя | Норма по ГОСТ 6794 | Прототип | Заявляемый состав | Метод испытаний |
1 | Вязкость кинематическая, мм2/с: | ГОСТ 33 | |||
- при 50°С | не менее 10 | 10,2 | 10,4 | ||
- при минус 50°С | не более1250 | 1250 | 1038 | ||
2 | Температура вспышки в открытом тигле, °С | не ниже 93°С | 94 | 100 | ГОСТ 4333 |
3 | Температура застывания, °С | не выше минус 70°С | 70 | 71 | ГОСТ 20287 |
4 | Кислотное число, мг КОН/г масла | не более 0,03 | 0,025 | 0,006 | ГОСТ 5985 |
5 | Плотность при 20°С, г/см3 | не более 0,850 | 0,849 | 0,849 | ГОСТ 3900 |
6 | Трибологические характеристики на четырехшариковой машине трения: -диаметр пятна износа (Ди) при осевой нагрузке 190 Н при (15-25)°С в течение часа, мм | не более 0,6 | 0,58 | 0,42 | ГОСТ 9490 |
Класс C10M169/04 смеси основ и добавок
Класс C10M101/02 нефтяные фракции
Класс C10M107/02 углеводородные полимеры; углеводородные полимеры, модифицированные окислением
Класс C10M145/14 акрилаты; метакрилаты
Класс C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты
Класс C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца