моторно-редукторное масло

Классы МПК:C10M169/04 смеси основ и добавок
C10M101/02 нефтяные фракции
C10M107/02 углеводородные полимеры; углеводородные полимеры, модифицированные окислением
C10M145/14 акрилаты; метакрилаты
C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты
C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие КВАЛИТЕТ" (ООО "НПП КВАЛИТЕТ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-03-22
публикация патента:

Использование: в теплонапряженных газотурбинных (турбовинтовых) двигателях и высоконагруженных редукторах самолетов и вертолетов. Сущность: масло содержит в мас.%: загущающая присадка марки Viscoplex 7-610 - 12,00-14,50, антиокислительная присадка Неозон А - 0,30-0,35, противоизносная присадка трикрезилфосфат - 0,35 - 0,50, краситель темно-красный марки «Ж» - 0,01. В качестве базовой основы масло содержит смесь нафтенового масла и полиальфаолефиного масла в весовом соотношении 4:1. Технический результат - расширение сырьевой базы с использованием доступного сырья. 3 табл.

Формула изобретения

Моторно-редукторное масло, содержащее в базовой основе загущающую - Viscoplex, антиокислительную - Неозон А, противоизносную - трикрезилфосфат присадки и краситель жирорастворимый темно-красный марки «Ж», отличающееся тем, что в качестве базовой основы оно содержит смесь нафтенового масла и полиальфаолефиного масла в весовом соотношении 4:1 соответственно при следующем соотношении компонентов, мас.%:

загущающая присадка Viscoplex 7-610 12,00-14,50
антиокислительная присадка Неозон А 0,30-0,35
трикрезилфосфат0,35-0,50
краситель темно-красный марки «Ж» 0,01
базовая основадо 100

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области нефтехимии и авиационной технике, конкретно к моторно-редукторному маслу, предназначенному для работы в теплонапряженных газотурбинных (турбовинтовых) двигателях и высоконагруженных редукторах самолетов и вертолетов.

Известно использование для турбовинтовых двигателей авиационной техники масла МН-7,5 на основе минерального масла, содержащего загущающую, антиокислительную, противоизносную, противозадирную и другие присадки («Горюче-смазочные материалы для авиационных двигателей», изд. «Мастер Лайн», Казань, 2002 г., с.301-302).

Однако масла на минеральной основе не обеспечивают необходимые для применения в авиационной технике вязкостно-температурные характеристики -кинематическую вязкость 5-8 мм2/с при 100°С и не более 9000 мм2 /с при минус 40°С, температуру застывания - не выше минус 55°С, термоокислительную стабильность - 200°С, механическую стабильность (деструкция при озвучивании) - не более 5% и испаряемость при 175°С - не выше 5%.

Известно синтетическое масло Б-ЗВ на основе сложных эфиров пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции С59, которое содержит антиокислительную присадку - параоксидифениламин и противозадирную - 2-меркаптобензтриазол («Горючесмазочные материалы для авиационных двигателей», изд. «Мастер Лайн», Казань, 2002 г., с.301-302).

Масло Б-3В имеет высокую смазывающую способность, однако оно не удовлетворяет требованиям к показателю термоокислительной стабильности при 200°С и уровню вязкости при температуре минус 40°С, а кроме того, оказывает заметное коррозионное воздействие на цветные металлы.

В гидравлических системах отечественных самолетов и вертолетов в качестве рабочей жидкости в настоящее время широко применяется гидравлическое масло АМГ-10 (ГОСТ 6794) производства ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», ОАО «Роснефть-МОПЗ «Нефтепродукт», ЗАО «АвиаТехМас», ОАО «Московский нефтемаслозавод» на основе глубокодеароматизированной низкозастывающей фракции, получаемой из продуктов гидрокрекинга смеси парафинистых нефтей и состоящей из нафтеновых и изопарафиновых углеводородов. Состав данного масла содержит загущающую и антиокислительную присадки и работает в диапазоне рабочих температур от минус 60 до +125°С.

К недостаткам масла АМГ-10 следует отнести низкую температуру вспышки и уменьшение вязкости при эксплуатации в гидравлических системах (до 42%) вследствие механической и химической деструкции молекул вязкостной полимерной присадки, что существенно сокращает ресурс работы масла и снижает надежность работы гидроагрегатов.

Наиболее близким по технической сущности - прототипом настоящего изобретения является гидравлическое масло АМГ-10 (ГОСТ 6794) производства ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», ОАО «Роснефть-МОПЗ «Нефтепродукт», ЗАО «АвиаТехМас», ОАО «Московский нефтемаслозавод», содержащее в составе базового масла в мас.% присадку Винипол марки ВБ-2 или ВБ-3 в количестве 6-9 мас.%, присадку НЕОЗОН А 0,30-0,35 мас.%, трикрезилфосфат 0,4-0,5 мас.%, краситель жирорастворимый темно-красный марки «Ж» 0,01 мас.%.

Техническим результатом данного изобретения является расширение сырьевой базы для производства моторно-редукторного масла с использованием доступного сырья для его производства с сохранением свойств, соответствующих ГОСТ 6794.

Для достижения заявленного технического результата предлагается моторно-редукторное масло, содержащее в базовой основе загущающую - Viscoplex, антиокислительную - Неозон А, противоизносную - трикрезилфосфат присадки и краситель жирорастворимый темно-красный марки «Ж», отличающееся тем, что в качестве базовой основы оно содержит смесь нафтенового масла и полиальфаолефиного масла в количественном соотношении 4:1 соответственно при следующем соотношении компонентов, мас.%:

загущающая присадка Viscoplex 7-610 12,00-14,50
антиокислительная присадка Неозон А 0,30-0.35
трикрезилфосфат0,35-0,50
краситель 0,01
базовая основадо 100

Отличиями заявляемого изобретения являются использование в качестве базового масла смеси нафтенового масла и полиальфаолефиного масел, взятых в соотношении 4:1, а также вовлечение в состав масла загущающей присадки на основе полиалкилметакрилата Viscoplex 7-610 в количестве, обеспечивающем вязкость масла 10-11,5 мм2/с при 50°С.

Указанные отличия позволяют использовать доступные на рынке сырьевые компоненты, устраняя зависимость производства от нестабильности поставок сырьевых компонентов отечественными производителями ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», ОАО «Роснефть-МОПЗ «Нефтепродукт», ЗАО «АвиаТехМас», ОАО «Московский нефтемаслозавод». Получить масло, соответствующее тестированным требованиям, предъявляемым к моторно-редукторным маслам для авиационной техники. Количественное содержание в составе базового масла присадки Viscoplex 7-610, представляющей собой высокоочищенный, механически и термически стойкий загуститель, обеспечивает не только требуемую вязкость масла, но одновременно повышает эффективность содержащейся в композиции противоизносной присадки - трикрезилфосфата.

Приготовление заявляемого состава осуществляется в мешалке вместимостью 25 м3 , снабженной рубашкой для подогрева и перемешивающим устройством, с частотой вращения 100 мин-1. Для приготовления основы нафтеновое масло марки Nynas Base Stock-NS3 насосом из емкости хранения закачивается в стальные бочки и через весы подается в расчетном количестве насосом в мешалку. Затем полиальфаолефиное масло марки NEXBASE 2002 в количестве 1 вес.ч на 4 вес.ч масла марки Nynas Base Stock-NS3 также насосом из бочек через весы закачивается в ту же мешалку. Смесь масел в мешалке нагревается теплоносителем до температуры 70-80°С и перемешивается в течение 2-х часов. Последовательность операций технологического процесса и их параметры приведены в табл.1.

Полученная основа моторно-редукторного масла анализируется на соответствие требованиям, определенным СТО-002-2008 (табл.2).

Сравнительные свойства прототипа и заявляемого состава моторно-редукторного масла, приведенные в табл.3, показывают, что при различии состава базовой основы и введенной загущающей присадки Viscoplex 7-610 в соответствующем количественном отношении к базовой основе масло имеет хорошие эксплуатационные свойства, установленные для моторно-редукторных масел, применяемых в авиации.

Таблица 1
Последовательность операций технологического процесса и их параметры
№ п/пНаименование операцийПараметры
1 Приготовление основы - смешение масел марки Nynas Base Stock-NS3 и марки NEXBASE 2002 BULK 1. Температура 70-80°С
2. Давление атмосферное
3. Перемешивание в течение 2 ч
2 Загрузка присадки Viscoplex 7-610 в основу масла 1. Температура 70-80°С
2. Давление атмосферное
3 Перемешивание основы масла с присадкой Viscoplex 7-610 1. Температура 70-80°С
2. Давление атмосферное
3. Перемешивание в течение 2 ч
4 Дополнительная дозировка одного из компонентов (при необходимости) 1. Температура 70-80°С
2. Давление атмосферное
3. Перемешивание в течение 2 ч
5 Загрузка присадок 1. Температура 70-80°С
2. Давление атмосферное
6 Компаундирование основы масла АМГ-10 с присадками 1. Температура 70-80°С
2. Давление атмосферное
3. Перемешивание в течение 9 ч
7 Осушка масла АМГ-10 (при необходимости) 1. Температура не менее 80°С перемешивание
2. Давление атмосферное
3. Подача азота 5 м3
4. Время барботажа азота - до 3 ч
8 Фильтрация масла АМГ-10 1. Температура 70-80°С перемешивание
2. Давление - не более 2 атм.
3. Тонкость фильтрации - не более 5 мкм

Таблица 2
Свойства базовой основы моторно-редукторного масла по СТО-002-2008
№ ппНаименование показателяПрототип Заявляемый состав Метод испытаний
1Вязкость кинематическая, мм2/c: моторно-редукторное масло, патент № 2441058 моторно-редукторное масло, патент № 2441058 моторно-редукторное масло, патент № 2441058
- при 50°С, не менее 2,2 2,272,61 ГОСТ 33
- при минус 50°С, не более 300 189,5268,5 ГОСТ 33 с дополнениями по п.3.3 ГОСТ 6794
2Плотность при 20°С, г/см3, не более 0,850 0,8500,842 ГОСТ 3900
3 Температура застывания, не выше минус 70°С минус 70°С минус 72°С ГОСТ 20287
4Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, не ниже 93°С 101°C95°С ГОСТ 4333
5 Содержание воды, в % массы, отсутствие отсутствиеотсутствие ГОСТ 2477
6 Кислотное число, кг KOH/г, не более 0.03 0,0010,001 ГОСТ 5985

Таблица 3
Основные показатели моторно-редукторного масла
№ ппНаименование показателяНорма по ГОСТ 6794Прототип Заявляемый состав Метод испытаний
1Вязкость кинематическая, мм2/с: моторно-редукторное масло, патент № 2441058 моторно-редукторное масло, патент № 2441058 моторно-редукторное масло, патент № 2441058 ГОСТ 33
- при 50°С не менее 1010,2 10,4
- при минус 50°С не более12501250 1038
2Температура вспышки в открытом тигле, °С не ниже 93°С 94100 ГОСТ 4333
3Температура застывания, °Сне выше минус 70°С 7071 ГОСТ 20287
4Кислотное число, мг КОН/г маслане более 0,030,025 0,006 ГОСТ 5985
5Плотность при 20°С, г/см3 не более 0,8500,849 0,849 ГОСТ 3900
6Трибологические характеристики на четырехшариковой машине трения: -диаметр пятна износа (Ди) при осевой нагрузке 190 Н при (15-25)°С в течение часа, ммне более 0,60,58 0,42ГОСТ 9490

Класс C10M169/04 смеси основ и добавок

противоизносная присадка -  патент 2525404 (10.08.2014)
органическая смазка -  патент 2514434 (27.04.2014)
технологическая смазка для холодной объемной штамповки металла -  патент 2514235 (27.04.2014)
противозадирные и противоизносные присадки к маслам, работающим при высоких давлениях -  патент 2513728 (20.04.2014)
смазочная масляная композиция для уменьшения трения, включающая нанопористые частицы -  патент 2512379 (10.04.2014)
смазочные композиции для трансмиссий -  патент 2509145 (10.03.2014)
смазочное вещество для цилиндров для двухтактного судового двигателя -  патент 2507245 (20.02.2014)
способ получения магнитного масла -  патент 2502792 (27.12.2013)
композиция смазочного масла -  патент 2501846 (20.12.2013)
смазка для применения при горячей штамповке -  патент 2497937 (10.11.2013)

Класс C10M101/02 нефтяные фракции

Класс C10M107/02 углеводородные полимеры; углеводородные полимеры, модифицированные окислением

Класс C10M145/14 акрилаты; метакрилаты

Класс C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты

электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
фосфитные стабилизаторы основных компонентов смазочных масел и термопластических полимеров -  патент 2500683 (10.12.2013)
смазка для применения при горячей штамповке -  патент 2497937 (10.11.2013)
композиция консистентной смазки -  патент 2480516 (27.04.2013)
смазочно-охлаждаюшая жидкость -  патент 2461610 (20.09.2012)
смазочная композиция универсального синтетического масла, работоспособного в газотурбинных двигателях и редукторах вертолетов, а также турбовинтовых двигателях и турбовинтовентиляторных двигателях самолетов -  патент 2452767 (10.06.2012)
смазочно-охлаждающая технологическая среда для обработки цветных металлов -  патент 2441060 (27.01.2012)
сож для влажной дрессировки оцинкованных стальных лент на дрессировочных станах перед пассивацией на скоростных линиях -  патент 2425862 (10.08.2011)
смазочно-охлаждающая жидкость -  патент 2415177 (27.03.2011)

Класс C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца

Наверх