способ активации катализаторов гидроочистки дизельного топлива
Классы МПК: | B01J37/34 облучение или применение электрической, магнитной или волновой энергии или применение этих видов энергии, например ультразвуковых колебаний B01J23/881 и железом B01J23/882 и кобальтом B01J38/50 с использованием органических жидкостей C10G45/08 в сочетании с хромом, молибденом или вольфрамом или их соединениями |
Автор(ы): | Колесников Сергей Иванович (RU), Кильянов Михаил Юрьевич (RU), Винокуров Борис Владимирович (RU), Иванов Евгений Владимирович (RU), Винокуров Владимир Арнольдович (RU), Колесников Иван Михайлович (RU), Гущин Павел Александрович (RU), Чеховская Ольга Мансуровна (RU), Яблонский Александр Вячеславович (RU) |
Патентообладатель(и): | федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина" (RU), ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2012-10-29 публикация патента:
10.12.2013 |
Настоящее изобретение относится к способу активации катализаторов гидроочистки дизельного топлива и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической областях промышленности. Описан способ активации алюмоникельмолибденовых катализаторов гидроочистки дизельного топлива путем контактирования катализатора с раствором железофенилсилоксана в органическом растворителе в условиях кавитационной гидродинамической обработки в барботажно-кавитационном слое инертного газа в проточном кавитационном реакторе, с интенсивностью колебаний 0,25-0,55 Вт/м2, при температуре 15-45°C в течение 5-25 мин, затем осуществляют выдержку катализатора в органическом растворителе при комнатной температуре, отгонку растворителя, сушку и термообработку обработанного катализатора. Технический эффект - повышение обессеривающей активности алюмоникельмолибденовых катализаторов гидроочистки дизельного топлива. 1 з.п. ф-лы, 4 пр., 7 табл.
Формула изобретения
1. Способ активации алюмоникельмолибденовых катализаторов гидроочистки дизельного топлива путем контактирования катализатора с раствором железофенилсилоксана в органическом растворителе в условиях кавитационной гидродинамической обработки в барботажно-кавитационном слое инертного газа в проточном кавитационном реакторе с интенсивностью колебаний 0,25-0,55 Вт/м2 при температуре 15-45°C в течение 5-25 мин с последующей выдержкой катализатора в органическом растворителе при комнатной температуре, отгонкой растворителя, сушкой и термообработкой обработанного катализатора.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют раствор железофенилсилоксана в органическом растворителе с концентрацией 0,25-1,0 мас.%.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам повышения активности катализаторов гидроочистки дизельных топлив, обладающих повышенной активностью в процессах обессеривания и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической областях промышленности.
Известны способы получения катализаторов для гидроочистки нефтяных фракций и в частности дизельных топлив, включающий смешение оксида кобальта или никеля, триоксида молибдена, носителя на основе оксида алюминия, кремния, причем носитель дополнительно содержит модифицирующее соединение железа 0,01-5,0 мас.%, получаемого формованием экструзией гидроксида алюминия, содержащего модифицирующее соединение Fe с последующей прокалкой, и пропиткой солями активных компонентов Ni и Mo (RU 2197323, 2003).
Недостатками вышеуказанного способа получения катализатора гидроочистки является его недостаточная активность в процессах десульфирования нефтяных и дизельных фракций в связи с невозможностью равномерно распределить модифицирующий агент, в данном случае оксид железа в алюмооксидной матрице при смешении перед формованием с образованием достаточного количества активных каталитических центров на катализаторе гидроочистки.
Известен способ активации катализаторов гидроочистки, согласно которому получение катализатора включает получение суспензии молибдата кобальта или никеля, содержащей в качестве модификатора 0,005-0,02 г-атома Fe на 1 г-атом кобальта или никеля, полученного путем добавления к раствору парамолибдата аммония в 1,5-20,0%-ном растворе перекиси водорода нитрата Fe, затем нитрата никеля и смешение с гидроокисью алюминия с последующим фильтрованием, сушкой и прокалкой. (RU 2179886, 2002)
К недостаткам данного способа можно отнести технологические сложности по получению после фильтрации однородной по составу суспензии с равномерным распределением модифицирующего металла-Fe и, приводящие к недостаточно высокой активности при обессеривания дизельного топлива для получения сверхнизкого содержания остаточной серы.
Известен также способ активации катализаторов гидроочистки путем введения в структуру гидроокиси алюминия гетерополисоединений Андерсона типа FeMo6, с последующей пропиткой солями никеля или кобальта, сушкой, прокалкой и формованием. (Н.Н. Томина, А.А. Пимерзин, И.К. Моисеев. Сульфидные катализаторы гидроочистки нефтяных фракций, Рос. Хим. журнал, 2008 г., т.LII, № 4, с.41.)
Недостатками данного способа является также недостаточно высокая активность катализаторов гидроочистки, так как при прокаливании значительно изменяется первоначальная структура модифицирующих добавок из числа гетерополисоединений металлов, в частности железа и каталитическая активность исходного катализатора после модифицирования увеличивается незначительно, особенно при последующем высокотемпературном сульфидировании модифицированного катализатора осерняющим агентом или сернистыми соединениями дизельного топлива.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ активации алюмоникельмолибденовых катализаторов гидроочистки дизельных фракций путем модифицирования указанных катализаторов металлоорганосилоксанами, содержащими атомы железа пропиткой исходного алюмоникельмолибденового катализатора из органических растворителей при температуре 50-70°C с исходной концентрацией металлоорганосилоксанов 0,1-2,5 мас.% в органическом растворителе, с последующей сушкой и прокалкой катализатора при температуре 500°C для закрепления модифицирующих агентов на алюмоникельмолибденовом катализаторе гидроочистки.(Московский ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени Институт нефти и газа им. И.М. Губкина. Удох Годвин Питер, Синтез активных катализаторов гидроочистки и модифицирование промышленных катализаторов гидроочистки органометаллосилоксанами с целью повышения их активности и селективности. Диссертация, Москва, 1987 г.)
Модифицированный алюмоникельмолибденовый катализатор гидроочистки готовят следующим образом. Промышленные катализаторы гидроочистки ГО-70 и ГО-30-7 помещают после прокаливания в токе воздуха при 480°C в течение 6 часов в емкости с раствором свежеприготовленного модификатора - железофенилсилоксана в ацетоне. Для полной пропитки модификатором катализатор оставляют в растворителе на 24-48 часов и перемешивают постоянно мешалкой, после чего отгоняют растворитель, затем катализатор сушат и термообрабатывают в токе воздуха в течениие 6-ти часов при 500°C.
Полученные алюмоникельмолибденовые катализаторы модифицированные железофенилсилоксаном используют для гидроочистки с получением сверхнизкого остаточного содержания сернистых соединений в дизельных фракциях.
Недостаток указанного способа получения активных модифицированных катализаторов гидроочистки заключается в следующем. Металлоорганосилоксаны в органическом растворителе имеют повышенную склонность к образованию ассоциатов, вследствие чего образуются кластеры из молекул металлоорганосилоксанов, которые из-за больших размеров и разветвленной структуры не имеют возможности проникать в мелкие и средние поры катализатора для последующей адсорбции на их внутренней поверхности с образованием дополнительных каталитически-активных центров. Вследствие этого модифицированные металлоорганосилоксанами по вышеуказанному способу катализаторы обладают более низкой обессеривающей активностью от теоретически возможной, а увеличение времени и температуры пропитки не приводит к снижению остаточной концентрации не прореагировавших металлоорганосилоксанов, приводя к потерям растворителя и реагентов модификаторов, а также к увеличению количества циклов пропитки. Таким образом, эффективность известного способа недостаточна.
Задача изобретения заключается в повышении эффективности способа активации.
Поставленная задача достигается описываемым способом активации алюмоникельмолибденовых катализаторов гидроочистки дизельного топлива путем контактирования катализатора с раствором железофенилсилоксана в органическом растворителе в условиях кавитационной гидродинамической обработки в барботажно-кавитационном слое инертного газа в проточном кавитационном реакторе с интенсивностью колебаний 0,25-0,55 Вт/м2, при температуре 15-45°C, в течение 5-25 мин., с последующей выдержкой катализатора в органическом растворителе при комнатной температуре, отгонкой растворителя, сушкой и термообработкой обработанного катализатора.
Предпочтительно используют раствор железофенилсилоксана в органическом растворителе с концентрацией 0,25-1,0 мас.%.
Технический результат заключается в повышении обессеривающей активности алюмоникельмолибденовых катализаторов гидроочистки дизельного топлива.
Способ проводят следующим образом.
Алюмоникельмолибденовые катализаторы гидроочистки пропитывают модификатором - раствором железофенилсилоксана в органическом растворителе при 15-45°C в барботажно-кавитационном слое пузырьков инертного газа, образующегося при работе гидродинамического излучателя (генератора) с интенсивностью колебаний 0,25-0,55 Вт/м2 с одновременной подачей инертного газа в центральную зону симметрично-расположенных пульсационных камер гидродинамического излучателя для создания мелкодисперсных газовых и кавитационных пузырьков, образующих барботажно-кавитационный слой в объеме модифицируемого катализатора. Затем катализатор выдерживают в растворителе в течение 30-60 мин при комнатной температуре, растворитель отгоняют, модифицированный катализатор сушат и термообрабатывают (прокаливают) при 500°C в токе воздуха 4-6 часов.
Гидродинамическую кавитационную обработку катализатора гидроочистки в растворе металлоорганосилоксана в барботажно-кавитационном слое проводят в течение 5-25 минут при температуре 15-45°C и используют раствор железофенилсилоксана в органическом растворителе при концентрации железофенилсилоксана 0,25-1,0 мас.%.
Способ иллюстрируется примерами, не ограничивающими его проведение.
Примеры.
Описываемый способ иллюстрируют на примере модифицирования промышленных алюмоникельмолибденовых катализаторов гидроочистки: ГО-70 выпускаемого по ТУ 38.1011111-96 с изменением 1 и катализатора гидроочистки ГО-30-7 выпускаемого по ТУ 38.101800-86.
Свойства катализаторов приведены в таблице 1.
Таблица 1 | ||
Свойства промышленных катализаторов | ||
Состав, мас.% | ГО-70 | ГО-30-7 |
MoO3 | 13,0 | 17,5 |
NiO | 4,6 | 5,0 |
Na2O | 0,1 | 0,1 |
Fe2O3 | отс. | 0,04 |
Sуд., м2/г | 194 | 182 |
Удельный объем пор, см3/г | 0,6 | 0,6 |
Указанные алюмоникельмолибденовые катализаторы близки по составу, являются универсальными и взаимозаменяемыми на промышленных установках гидроочистки. Катализаторы перед модифицированием термообрабатывают в токе воздуха для удаления из пор и поверхности катализатора воды и органических примесей при температуре не выше 460°C в течении 3-х часов для предотвращения структурных изменений в катализаторах.
Синтез металлоорганосилоксана проводят по реакции обменного разложения мононатриевых солей органосилантриолов с хлоридами металлов:
C 6H5Si(ОН)3 + NaOH C6H5Si(ОН)2ONa + H 2O
nC6H5Si(OH) 2Na + MeCLm [C6H5Si(OH)2O]mMe + nNaCL
где Me - железо,
m - валентность металла,
n - стехиометрический коэффициент,
Реакцию обменного разложения проводят в среде абсолютизированного этилового спирта в круглодонной колбе с притертой пробкой и мешалкой. В колбу загружают 200 мл силантриола, далее содержимое колбы нагревают до 60°C и по каплям при постоянном перемешивании добавляют спиртовой раствор гидроксида натрия. Полученную смесь реагентов кипятят два часа при непрерывном перемешивании. Через два часа к ней по каплям добавляют расчетное количество раствора хлористого металла в абсолютизированном спирте также в течение двух часов при постоянном перемешивании и температуре 70°C. Полученный осадок металлоорганического соединения выделяют из раствора отгонкой спирта. Таким образом получают порошкообразный образец железофенилсилоксана [C6H5(OH) 2SiO]Fe с выходом 87,6 мас.%. Этот порошок используют для модифицирования как свежих, так и регенерированных промышленных алюмоникельмолибденовых катализаторов ГО-70 и ГО-30-7.
Состав синтезированного железофенилсилоксана приведен в таблице 2.
Таблица 2 | ||||||
Состав синтезированного железофенилсилоксана | ||||||
Элементный состав, мас.% | ||||||
C 6H5 | SiO2 | MeOn | Me | C | H | Si |
14,78 | 11,53 | 30,66 | 10,72 | 41,47 | 4,03 | 16,16 |
Активацию проводят согласно известному способу нанесения железофенилсилоксана (ЖФС) на катализаторы гидроочистки ГО-70 и ГО-30-7. В три колбы, снабженные обратными холодильниками помещают по 100 грамм катализатора ГО-70 (120 см3) и ГО-30-7 (100 см3). Готовят раствор ЖФС в 80 см3 ацетона или другого органического растворителя, например бензола или толуола. В первую емкость с растворителем добавляют 0,25 грамм, во вторую 0,5 грамм и в третью - 1,0 грамм ЖФС. Заливают катализаторы в колбах полученными растворами. Нагревают 60 минут при температуре 60°C. Оставляют при комнатной температуре при постоянном перемешивании на 24 часа. Затем колбы подсоединяют к прямому холодильнику и отгоняют ацетон. Катализаторы сушат, затем помещают в проточный реактор, в котором катализаторы термообрабатывают в токе воздуха в течение 6 часов при температуре 460°C. Получают модифицированные металлоорганосилоксаном катализаторы гидроочистки ГО-70 и ГО-30-7 с содержанием модификаторов 0,25, 0,5 и 1,0 мас.% соответственно. Полученные катализаторы используют для гидроочистки дизельного топлива, однако активность модифицированных катализаторов не достигает максимально возможной вследствие того, что металлоорганосилоксан не полностью адсорбируются на поверхности катализатора из ацетонового раствора и не проникают глубоко в поры катализаторы, поскольку разветвленная структура модификатора, а также силы Ван-Дер-Ваальса создают эффект отталкивания молекул модификатора от поверхности катализатора.
Согласно описываемому способу в три колбы с обратными холодильниками помещают по 100 грамм катализаторов гидроочистки ГО-70 (120 см3 ) и ГО-30-7 (100 см3). Готовят растворы модификаторов ЖФС в 1000 см3 ацетона (возможно также бензола или толуола). В емкости с растворителем добавляют 0,25, 0,5 и 1,0 мас.% модификатора ЖФС соответственно. Заливают катализаторы в колбах полученными растворами и перемешивают при комнатной температуре 10-15 минут. Предварительно прокаленный катализатор загружают на пластиковую решетку, расположенную в центре проточного кавитационного реактора. Сверху катализатор накрывают пластиковой крышкой для предотвращения уноса катализатора из реактора. Диаметр отверстий в решетке и крышке 2,5-3,5 мм, а над слоем катализатора между решеткой и крышкой имеется свободное пространство равное 5h, где h - высота слоя катализатора в реакторе. Проточный реактор с катализатором заливают раствором ЖФС и проводят гидродинамическую кавитационную обработку, причем в момент пуска гидродинамического кавитационного генератора (например по патенту RU 2053029, 1996), в эжекционные камеры генератора двумя потоками подают инертный газ (например, азот), который образует барботажно-кавитационный слой в центральной зоне проточного кавитационного реактора, где располагают катализатор. В этом слое осуществляют процесс нанесения и прививки модификатора к катализатору.
При этом при обработке проводят циркуляцию растворителя с модификатором через реактор с катализатором в течение, предпочтительно не более 25 мин, при температуре не выше 45°C.
Характеристика используемого гидродинамического кавитационого генератора приведена в таблице 3.
Таблица 3 | ||
Характеристика гидродинамического кавитационого генератора | ||
Наименование параметра | Единицы измерения | Численные величины |
Давление нагнетаемой жидкости на входе в микрогенератор кавитационного типа | атм | 3,0-6,0 |
Частота колебаний гармоники | кГц | 3,2 |
Угол раскрытия факела | рад | 60 |
Интенсивность колебаний | Вт/м2 | 0,2-0,5 |
Перепад давления | кгс/см2 | 0,2-0,25 |
После гидродинамической кавитационной обработки катализаторов в проточном реакторе с кавитационно-барботажным слоем, катализатор и отработанный растворитель переносят в колбу с прямым холодильником, выдерживают 0,5-2 часа и отгоняют ацетон. Катализатор сушат и загружают в каталитический реактор проточного типа, в котором катализатор термообрабатывают в токе воздуха в течение 6 часов при температуре 500-550°C. Таким же образом проводят процесс модифицирования катализаторов гидроочистки после их регенерации на промышленной установке гидроочистки дизельного топлива.
Активность полученных образцов модифицированных металоорганосилоксаном (ЖФС) свежих и регенерированных катализаторов гидроочистки исследуют на микропроточной каталитической установке в стационарном слое катализатора объемом 50 см3 по ТУ 2177-007-44912618-00 на примере процесса удаления сернистых соединений из прямогонной дизельной фракции 180-360°C, вырабатываемой на ЗАО «Рязанский НПК» с исходным содержанием сернистых соединений 9900 ppm при следующих условиях эксперимента: давление 3,5 МПа, объемная скорость подачи сырья 1 час-1, соотношении H2/сырье, равном 300 нсм3/см3 , температуре в реакторе - 320°C, 350°C и 400°C.
На предмет остаточного содержания сернистых соединений в дизельном топливе исследуют объединенную пробу, полученную после 6 часов проведения опыта.
Пример 1.
Результаты гидроочистки дизельного топлива на свежем катализаторе ГО-70, модифицированном железофенилсилоксаном приведены в таблице 4.
Таблица 4 | |||||||
№ п/п | Содержание ЖФС, мас.% | Температура гидроочистки 320°C | Температура гидроочистки 350°C | Температура гидроочистки 400°C | |||
Остаточное содержание серы, ppm | % удаления | Остаточное содержание серы, ppm | % удаления | Остаточное содержание серы, ppm | % удаления | ||
1 | 0,0 | 870 | 91,2 | 450 | 95,5 | 476 | 95,2 |
2 | 0,25 | 65 | 99,3 | 28 | 99,7 | 31 | 99,6 |
3 | 0,5 | 54 | 99,5 | 36 | 99,6 | 46 | 99,5 |
4 | 1,0 | 283 | 97,1 | 172 | 98,3 | 428 | 95,6 |
5 | По известному способу 0,5 | 307 | 96,9 | 169 | 98,3 | 288 | 97,1 |
Пример 2.
Результаты гидроочистки дизельного топлива на свежем катализаторе ГО-30-7, модифицированном железофенилсилоксаном приведены в таблице 5.
Таблица 5 | |||||||
№ п/п | Содержание ЖФС, мас.% | Температура гидроочистки 320°C | Температура гидроочистки 350°C | Температура гидроочистки 400°C | |||
Остаточное содержание серы, ppm | % удаления | Остаточное содержание серы, ppm | % удаления | Остаточное содержание серы, ppm | % удаления | ||
1 | 0,0 | 990 | 90,0 | 580 | 94,1 | 420 | 95,6 |
2 | 0,25 | 109 | 98,9 | 54 | 99,5 | 47 | 99,5 |
3 | 0,5 | 62 | 99,4 | 31 | 99,7 | 29 | 99,7 |
4 | 1,0 | 88 | 99,1 | 37 | 99,6 | 92 | 99,1 |
5 | По известному способу 0,5 | 677 | 93,2 | 343 | 96,5 | 233 | 97,6 |
Пример 3.
Результаты гидроочистки дизельного топлива на регенерированном катализаторе ГО-70, модифицированном железофенилсилоксаном приведены в таблице 6.
Таблица 6 | |||||||
№ п/п | Содержание ЖФС, мас.% | Температура гидроочистки 320°C | Температура гидроочистки 350°C | Температура гидроочистки 400°C | |||
Остаточное содержание серы, ppm | % удаления | Остаточное содержание серы, ppm | % удаления | Остаточное содержание серы, ppm | % удаления | ||
1 | 0,0 | 1640 | 83,4 | 1118 | 88,7 | 1200 | 87,9 |
2 | 0,25 | 793 | 92,0 | 286 | 97,1 | 340 | 96,5 |
3 | 0,5 | 211 | 97,9 | 55 | 99,4 | 68 | 99,3 |
4 | 1,0 | 480 | 95,1 | 164 | 98,3 | 692 | 93,0 |
5 | По известному способу 0,5 | 381 | 96,1 | 229 | 97,7 | 376 | 96,2 |
Пример 4.
Результаты гидроочистки дизельного топлива на регенерированном катализаторе ГО-30-7, модифицированном железофенилсилоксаном приведены в таблице 7.
Таблица 7 | |||||||
№ п/п | Содержание ФС, мас.% | Температура гидроочистки 320°C | Температура гидроочистки 350°C | Температура гидроочистки 400°C | |||
Остаточное содержание серы, ppm | % удаления | Остаточное содержание серы, ppm | % удаления | Остаточное содержание серы, ppm | % удаления | ||
1 | 0,0 | 2340 | 76,4 | 1098 | 88,9 | 851 | 91,4 |
2 | 0,25 | 1409 | 85,8 | 513 | 94,8 | 692 | 93,0 |
3 | 0,5 | 638 | 93,5 | 74 | 99,3 | 61 | 99,4 |
4 | 1,0 | 540 | 94,5 | 54 | 99,5 | 68 | 99,3 |
5 | По известному способу1,0 | 941 | 90,5 | 322 | 96,7 | 758 | 92,3 |
Как следует из приведенных данных, описываемый способ активации позволяет повысить гидрообессеривающую активность катализаторов гидроочистки дизельных топлив, как свежих, так и после регенерации.
Класс B01J37/34 облучение или применение электрической, магнитной или волновой энергии или применение этих видов энергии, например ультразвуковых колебаний
Класс B01J38/50 с использованием органических жидкостей
Класс C10G45/08 в сочетании с хромом, молибденом или вольфрамом или их соединениями